Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ В ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ

Читайте также:
  1. B. Искусственная вентиляция легких. Методики проведения искусственной вентиляции легких
  2. IX. СПИСОК СИМВОЛОВ
  3. Анализ бюджетов с использованием финансовых относительных показателей
  4. Биомасса Мирового океана и ее использование
  5. Ввод данных с использованием клавиатуры
  6. ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТОПЕХОТНОЙ РОТЫ В НАСТУПЛЕНИИ.
  7. Влияние гуманистических идей Возрождения на художественную культуру. Образы детства в искусстве Возрождения.
  8. Внешняя политика Японии в 20-е гг. ХХ в.
  9. Вставка символов в текстовый документ
  10. Выставки и их использование в рекламных целях

Проблема формирования эстетического отношения к действительности и искусству у младших школьников Японии связана с формированием духовно-ценностного отношения к миру и человеку. Педагогические системы в Японии, опирающиеся на философские учения (даосизм, конфуцианство, буддизм и др.), делают акцент на развитие внутренней сущности человека. В основе этих учений, выражающихся в принципе «все во всем», лежат идеи: а) полицентризма бытия, где функция человека мыслится с точки зрения его универсально-космической сущности; б) смыслового постижения мира. Оно связано с вселенским резонансом, архетипами и синергетикой. В центре ее внимания находятся изменения в истории развития и динамика.

Доминирование направленности субъекта на природу и космос в культуре Востока, и в частности Японии, ведет к пониманию творческого начала как постижения изначального совершенства и гармонии, как созерцания бытия. Восточная педагогика дает образ человека как субъекта творческой активности, свободной воли и носителя начал, от которых рождается гармония. Она ставит перед сознанием сложнейшие дилеммы. Это «эстетика духовного эксперимента, эстетика осознания природы как места вечного испытания для человека» [5, 22]. Ученые связывают своеобразие постижения эстетического в природе и искусстве с развитием правого полушария головного мозга, благодаря которому проявляются основные особенности западного и восточного мышления.

Япония, соединив два пути развития (характерный для Запада и традиционный восточный), сочетает две модели эстетического развития личности. Однако этот опыт достаточно специфичен. Различие наблюдается в традиционных подходах, стилях мышления, культурных укладах. Для Востока характерна симметричность развития полушарий головного мозга. Именно ему восточное мышление обязано образностью и смысловой емкостью. Это первая особенность восточной педагогики Процесс эстетического познания в Японии характеризуется движением мысли ребенка от целого к частному и проявляет недоверие к аналитике. Отсюда вторая особенность восточной педагогики - это ориентация на эмпирический контекст и интуицию. Третьей особенностью образного мышления Восточной педагогики является иероглифический характер письменности, где иероглиф выступает как своеобразная идеограмма. «Если по языку можно судить об особенностях мышления, то можно допустить, что иероглифическая семиотика, в которой функционирует пара - мышление-язык ...отражает направленность сознания на внелогичные формы познания»[5,105]. Это определяет эмпирический характер мышления стран Востока, особую телецентричность образа, близость языка и выразительных форм телевидения некоторым видам традиционной японской и китайской культур. Однако недостаточное развитие логического мышления компенсируется интуицией, которая с особой отчетливостью возникает при необходимости осмысления наиболее сложных сторон действительности.

Остановимся подробнее на особенностях эстетического развития младшего школьника в Японии.

Педагогическую основу онтологического подхода к эстетическому развитию личности в Японии предлагает 12-ти - томный труд Макигути Цунэсабуро «Система педагогики в целях создания ценностей», где главное назначение человека и его высшее удовлетворение состоит в том, чтобы соз­давать основополагающие ценности: пользу, красоту, добро. Это своеобразный синтез неокантианских идей о ценностях, переломленных на основе традиционной японской психологии и критического переосмысления американского прагматизма, адаптированного в японском духе, что выражено произведенной заменой в триаде «Истина -Добро - Красота» Истины Пользой.

Специфика образного мышления Японии позволяет иначе осмыслить понятие «истина», чем в европейском. Под истиной, согласно воззрениям даосизма, понимается текущее и изменчивое состояние мира; истина не выражается в слове, она постигается мгновенно в акте озарения через непосредственное переживание. Таким образом, нет истины вообще, а есть истина для конкретного человека в конкретных обстоятельствах, в конкретный момент. Она представляется как нечто неуловимое и неопределенное, постоянно трансформируемое в сложной, многоукладной мозаике всеобщих связей и отношений. Нечетко определяется понятие «добро». Человек следует природе, а совершенная природа не знает добра и зла. Добрыми или злыми могут быть лишь те формы, в которых она реализуется, а это лишь вопрос усвоения норм поведения. Иной способ миропонимания в толковании понятия «зла»», не согласующегося с природой и красотой и нарушающего гармонию, поэтому добро предстает как эстетическая категория. Для Японии характерно единство этического и эстетического, которые носят синкретичный характер. В качестве этико-эстетического идеала фигурирует понятие «светлое чистое праведное сердце». Художественно-эстетические моменты постоянно присут­ствуют в каждом акте общения с миром. Однако не только преобладание чувственного аспекта в отношении с миром делает эстетический момент в его восприятии ведущим, в подходе к нему сама красота у японцев связана с пользой. Девушки до замужества овладевают искусством икэбаны, чайной церемонии, традиционными танцами буе, игрой на одном из народных инструментов.

Мерилами эстетического развития личности считаются, по мнению В.В. Овчинникова [2],четыре понятия, три из которых: «саби», «ваби», «сибуй» уходят корнями в древнюю религию - СИНТО, а четвертое – «югэй» на­веяно буддийской философией. Саби (ржавчина) - прелесть старины, печать времени. Это понятие воплощает связь между искусством и природой. Основным его критерием в эстетическом развитии личности является естественность. Поэтому у детей, начиная с раннего возраста, развивают наблюдательность. Поскольку время способствует выявлению сущности вещей, японцы видят особое очарование в следах возраста. Ваби - отсутствие чего-либо вычурного, это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты; «ваби» и «саби» со временем стали употребляться как одно понятие, которое приобретает более широкий смысл, превратившись в слово «сибуй» - (терпкий, вяжущий). Оно включает в себя то, что связанно с красотой простоты и естественности, с назначением каждого предмета и материала, из которого он сделан. Поэтому понимание красоты требует минимальной обработки материала при максимальной практичности. Вышеназванные понятия позволяют смотреть на вещи как на одушевленные существа. В этом отзвук древней религии СИНТО. Четвертое понятие – «югэй» или «югэн», воплощает собой мастерство намека, подтекста, прелесть недоговоренности. Постоянная угроза непредвиденных стихийных бедствий сформировала у японцев чуткость к изменению окружающей среды. Поэтому для искусства этого народа характерна тема о непо­стоянстве и изменчивости, умение увидеть в недолговечности источник красоты. В связи с этим, главной задачей японской школы становится необхо­димость научить ребенка увидеть красоту в произведении, где не все договорено до конца, в частности, воспринимать иероглиф не как несколько штрихов, а как некую идею. На этом же основании япон­ское искусство отрицает симметрию. Асимметричное расположение декоративных элементов, нарушение равновесия олицетворяют живой мир и исключают дублирование и повторение, что дает основание для развития воображения и фантазии. Эти черты проявляются и в жанрах искусства. Например, сумие - проступающие словно через туман картины, сделанные черной тушью на мокрой бумаге; хайку - стихотворение из единой фразы, из одного поэтического образа, где поэт стремиться воспеть красоту природы и нечто, схваченное мгновением, давая фантазии читателям ощутить и пережить настроение образа по-своему. В театре НОО все пьесы играются на фоне одной и той же декорации в виде одинокой сосны.

Таким образом, эстетическое развитие младшего школьника происходит на основе познания красоты (би), истины (макото), где разные виды красоты являются гранями одной истины. В эстетическом отношении к действительности у маленьких японцев можно видеть преобладание восторга (аварэ), скрытое и сокровенное очарование невидимого мира (югай или югзн), переход к красоте види­мого мира , но уже воспринимаемого глазами просветленного одиночества (саби), красоте природы (ваби).всегда существуют противоречивые стороны: меняются грани красоты (би), но не меняется истина (макото), меняются средства выражения, но остается основа. В нем всегда присутствует категория фуэки , олицетворяющая вечное неизменное, над которым не властно время, то есть с охранение Духа Вечности и вечная изменчивость, неповторимость мира (югэй). Умение увидеть в постоянном, вечном редкое, удивительное, вызывающее содрогание, восторг.

Онтологический подход к эстетическому познанию ребенком мира определяет средства выразительности, которые имеют свои особенности. Так, в Японии цветовые образы могут иметь самое различное содержание и выполнять самые разные художественные функции, например: символика и язык цветов, открытие душевных состояний человека посредством цвета. Язык цвета связан с первобытной материей, синтоистическим культом, высокой артистической культурой, учением дзэн. Основные цвета в Японии: белый, красный, зеленый, пурпурный, фиолетовый, черный.В ритуальной одежде, культовой архитектуре они применяются в относительно чистом виде, но в светской - воспеваются сложные утонченные цвета. Дошкольник в детском саду знакомится с палитрой в 25 оттенков, второклассник пользуется 36 красками и знает их названия. Многие цвета многозначны.

Так, в древности красный цвет считался магическим, спасающим от болезней. Им украшались стены и разные карнизы дворцов. В раннем средневековье алый цвет – символ любви, в период Хэйан – цвет с налетом «аварэ». В «Записках у изголовья» Сэй Сенаган красный цвет проявляется как «вишневый», «алой сливы», «цвет зари», «пурпуный», «фиолетовый».

Зеленый цвет одухотворяет природу. Часто употребляют «зелень с желтизной», «виноградный лист вперемежку с опавшим листом», «светло-зеленый лист с желтым отливом». Голубые и синие цвета употребляются реже.

Белый цвет, например, характеризуется как самый драгоценный ка­мень, как древний поэтический образ чистого, прекрасного, доброго, красивого. Он связан с образом риса. Поэтому в японской поэзии используются различные оттенки белого цвета: рукава, яшма, луга, жемчуг, роса, цветы вишни, сливы, хризантемы, снег, рис, морские волны, побережье моря, облака, иней, седина. Впоследствии белый цвет воспринимается как «абсолютно прекрасный». Он принимает иной смысл и воспринимается

как отрешенный от жизни, холодный траурный цвет, как символ охлаждения в любви, как разлука, наступление осенних холодов.
Например,

 

Минула весенняя ночь. Белотканных

Белый рассвет обернулся рукавов разлуку

Морем вишен в цвету. Омыла роса,

(М.Басё) И, пронизывая холодом,

Осенний ветер подул. (Фудзивара Тейко)

В Японской живописи белый цвет еще имеет одно значение «шуньята» - великая изначальная пустота, из которой возникло все сущее. Эта пустота нирваны - полного духовного очищения, ведущая к спасению человека. «Это совсем не то «ничто», что понимают под ним на Западе. Наоборот, это «вселенная души, пустота, где все вещи приобретают самость, где нет никаких преград, ограничений, где есть свободное общение, «всего со всем», т.е. все обретает свою истинную природу, становится самим собой» [1, 188]. Дети изучают ахроматическую живопись дзэнских мастеров, выполненных тушью, где белые места преобладают. В них заключено буддийское сосредоточение внутри себя и полное знания молчание.

Очень чувствительны поэты к красоте хроматической гаммы, где белые и черные цвета различных оттенков удачно сочетаются. Уже в начальных классах даются основы создания гравюры, раскрываются принципы работы над натюрмортом, портретом.

Основными видами японской культуры являются: искусство каллиграфии, искусство «икэбана», таинство чайной церемонии, и др.

Каллиграфическая живопись связана с философскими и поэтическими изречениями. В «музее этнографии» находится старинный иерографический свиток, на котором изображены шесть знаков, выполненных в полускорописной манере «травянистый стиль».

В школе большое значение уделяется форме. Обучая грамоте, детей учат видеть смысл, заложенный в иероглифе, в рисунке (пиктограмме). Это и знак, и образ, ибо является и обозначением, и рисунком, сохраняющим отдаленное, но лежащее в основе его начертания. Поэтому он выступает не просто как средство коммуникации, но и как субъект восприятия. Иероглиф характеризуется своим ритмом, структурой, гармонией и передает пластику движения в мысленном соотношении объекта с его иероглифическим изображением. Благодаря изяществу и лаконичности линий, происходит понимание принципа построения художественной формы.

В школе детей учат играть на двух-трех инструментах: сямисэне, сякухатии, фортепиано или гитаре. Эстетическое развитие личности способствует формированию хорошего вкуса, чувства красоты, которые

выступают как основа экономического ведения хозяйства.

Гармоническое слияние человека с природой обусловливает внутреннее равновесие человека, его понимание мира и порядка во всех проявлениях. Поэтому существуют обряды общения с природой. В пору цветения сакуры люди уходят в горы, чтобы полюбоваться этим зрелищем. Этому событию посвящаются фестивали, концерты, представления в парках, храмах, под цветущими деревьями. Существует обряд любования луной, когда во время полнолуния люди наслаждаются красотой лунного сияния (цуками). Школьники и взрослые читают стихи, исполняют музыкальные произведения, импровизационного характера. Все это формирует умение сосредоточиться, созерцать, тонкость восприятия, способность чувствовать красоту и формирует художественную культуру.

Эстетическое развитие личности в Японии приобретает массовые формы. Дети участвуют в традиционных поэтических состязаниях, конкурсах, которые проводятся в середине января. Всякий образованный человек должен уметь составить стихотворное послание, владея искусством стихосложения, в частности, хайку - трехстишия с чередованием слогов 5-7-5.

Таким образом, все методы и формы художественно-эстетической деятельности младшего школьника должны служить развитию эстетического вкуса и вплетаться во все проявления общественной. религиозной и культурной жизни. Изменение содержания, форм и методов эстетического развития личности в Японии базируется на следующих ведущих идеях онтологического подхода:

- развитие личности происходит в самососредоточении и самопознании окружающего мира;

- гармоническое единство человека и природы связано с созерцательным отношением к миру;

- характерная черта эстетического мышления – иррациональность, где - огромную роль играет интуитивное начало, проявляющееся в недосказанности, наличие подтекста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красотой Японии рожденный. М.,1987.

2. Овчинников В.В. Ветка сакуры. М.,1975.

3. Поршнев Б.В. Социальная психология и история науки. М.,1979.

4. Современный мир и эстетическое развитие человека. М.,1993.

5. Эстетика: Словарь/ Под общ.ред. А.А.Беляева. М.,1975.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Державная | Тема 11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ В ЭСТЕТИКЕ КИТАЯ

Дата добавления: 2014-11-14; просмотров: 329; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.