Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Периодизация истории социологииМожно выделить два подхода к периодизации истории социологии. Одни авторы выводят социологию с трудов великого древнегреческого философа Платона (ок. 428 – ок. 347 гг. до н.э.). Такой подход основывается на отождествлении социологии и социальной философии. Но есть и другой подход. Во второй половине XVIII в. рациональная философия (от Платона до Гегеля) теряет свой статус науки наук. Этот процесс сопровождается активным оформлением обществознания и выделением из философии таких наук, как историография, экономика, правоведение и др. Объект изучения у них один – общество, но он достаточно сложен, и различные стороны его становятся предметом развивающихся самостоятельных общество-ведческих дисциплин. В этой ситуации на рубеже XVIII – XIX вв. появляется новая наука об обществе на основе экспериментально-математического эталона, которая вначале называлась социальной физикой, а затем социологией. На наш взгляд, к этому вопросу следует подходить со следующей позиции. Социология как наука возникает в начале ХIХ века как уже определенно сформировавшаяся наука. Возникновению же социологии предшествовал длительный этап накоплений знаний об обществе, временные начала развития которого и следует выводить с Платона, поскольку именно Платон впервые занялся систематическим изучением общества. Социология, претендуя на статус самостоятельной науки, рождалась в борьбе с философией, а затем и экономикой. Ее появление – это переворот в общественной мысли, суть которого заключается в том, что общество стали изучать в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факторы. Радикально изменив связи с философией, социология опирается на опытно-экспериментальные, статистико-матема-тические методы изучения социальных явлений. Все это обеспечило наличие у социологии эмпирического уровня, которого нет и не может быть у философии, изучающей наиболее общие, мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия. Такой подход и позволяет сделать вывод, что социология как самостоятельная нефилософская наука зарождается в начале XIX в. на основе тех знаний об обществе, которые были накоплены в течение длительного исторического развития. С момента появления социологии как сугубо научной дисциплины мы можем вычленить в ее развитии следующие этапы: 1-й этап – формирование позитивного направления в первой половине XIX в. По образу и подобию естественных наук на основе натуралистического подхода к пониманию общества как природного организма. 2-й этап – становление классической общесоциологической теории во второй половине XIX в. По образу и подобию «понимающей психологии», с парадигмальным переходом к антропологическим конструкциям и психологическим методам. 3-й этап – формирование эмпирического направления в первой половинеXX в. с увеличением объема прикладной социологии. 4-й этап – возврат к академической социологии во второй половинеXX в. с расширением сферы теорий среднего уровня; становление социологии индустриального и постиндустриального развития, переход к построению на основе кибернетизации прогностических моделей развития социальных явлений. 2. Социально-теоретические предпосылки формирования Общественная жизнь людей издавна привлекала к себе внимание мыслителей. Разработкой и изучением ее с различных точек зрения занимались и мыслители Востока, и философы древней Греции, и юристы Римской империи, и средневековые богословы и философы, и арабские ученые, и историки древнего и нового времени, и моралисты, короче, множество мыслителей, разрабатывавших в своих работах те или иные вопросы общественной жизни. Из множества этих имен следует отметить имена Платона, Аристотеля, Тита Лукреция Кара, блаженного Августина и Фомы Аквинского, имена Макиавелли и Древнегреческий философ Аристотель дал первую систематизацию общностей людей. Он изучил социальные общности и управление ими. К социальным общностям Аристотель отнес «филию» как базовую общность, выражение сути социальности посредством расположенности, склонности к коллективности, «койнонию» – социальные группы, сплоченные по определенному признаку и «политейю» – государство, синтез всех социальных групп. Задачей изучения взаимодействия социальных групп Аристотель считал выявление «номоса» – того, что регулирует, предопределяет и контролирует их взаимодействие. Это обычаи, уклад, нормы нравственности, социальные правила и право. В ХVII веке английский философ Томас Гоббс пишет трактат под названием «Левиафан. Или материя, форма и власть государства». Там он задает вопрос «как люди могут жить вместе». Это можно назвать предпосылкой зарождением уже самой социологии – с Гоббса можно уже говорить о предсоциологии. Гоббс ввел для объяснения социальных процессов понятие механической силы, которая в разных сочетаниях производит различные социальные процессы и явления. Такими силами являются живущие и действующие индивиды, взаимодействие которых порождает коллективные силы. Главной силой в числе других является государство. Эпоха Просвещения породила плеяду блестящих мыслителей: Монтескье, Вольтер, Тюрго, Руссо, Гельвеций, Кондорсе и ряд других, произведения которых с социально-политической и духовной точек зрения стали идейным основанием не только разрушения политической системы феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической базой будущей науки социологии. Главным условием возникновения социологии в ХIХ веке стала непосредственно потребность в науке об обществе. Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего в конце ХVIII – начале ХIХ века происходит серия социальных катастроф (революция во Франции 1789 г.; падение европейских монархий; крупные восстания и войны). Становится необходимым искать глубинные причины этих явлений, чтобы избежать подобных катастроф в будущем. Потребность познания социально-политических и экономических условий жизни возникла и в связи с крушением рационалистических теорий ХVIII в., последовавших в период глубоких социальных изменений после французской революции. С развитием капиталистических отношений меняются и типы городов. Появляются огромные города – мегаполисы, и происходит их быстрый и хаотичный рост, что способствует появлению новых социальных общностей. В обществе развивается свободомыслие, и люди уже не подчиняются автоматически, как раньше, старым нормам общественного устройства. Зарождаются новые формы общественного устройства – демократии, республики и т.д. В конце ХVIII – начале ХIХ века с ростом экономического благосостояния европейских стран происходит и демографический взрыв, что делает в свою очередь необходимым поиск методов регулирования народонаселения. В результате этих глубоких социальных изменений конца ХVIII – начала ХIХ веков встает вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили свои взоры на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 1588; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |