Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СРЕДНИХ ВЕКОВ

Читайте также:
  1. II. Принципы средневековой философии.
  2. II. Становление риторики в период Средневековья
  3. XX веков
  4. Виды средних величин
  5. Внешняя политика России на рубеже XIX и XX веков
  6. Вопрос 1. Понятие о средних величинах
  7. Вопрос 1. Становление и основные черты средневековой философии. Апологетика и патристика
  8. Вопрос 2. Английский эмпиризм XVII – XVIII веков
  9. Вопрос 3. Другие виды степенных средних
  10. Вопрос 6. Индексы средних величин

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ИСТОРИИ

Основные проблемы:

1. Происхождение термина «средние века».

2. Принципы периодизации истории средних веков.

3. Сущность и место феодального способа производства в истории человечества.

4. Источники по истории средневекового общества.

 

История средних веков – самобытная, неповторимая эпоха, которая охватывает очень длительный период истории человечества и представляет собой закономерный этап в его развитии. От современности средние века отделены многими столетиями, и, казалось бы, их изучение представляет лишь академический интерес. На самом деле многие явления и отношения современности, неожиданные повороты в судьбе народов и государств уходят своими корнями в далекое прошлое. Поэтому без знания средневековья порою невозможно понять сущность происходящих событий.

В средние века на территории Европы сложился особый, отличающийся большим многообразием тип развития, более высокий и прогрессивный по сравнению с предшествующей эпохой. В частности, возникла и оформилась общественная форма производства, основанная на мелком индивидуальном хозяйстве при монопольном праве феодалов на землю, что в принципе не препятствовало, а способствовало прогрессивному развитию общества. Этот прогресс, хотя и замедленный, сопровождавшийся периодами застоя и даже реакции, позволил в конечном итоге создать условия и такую меру свободы, которая позволяла человеку не только добывать средства к существованию для себя и своей семьи, но и реализовывать индивидуальные потенции духовного характера.

В средние века на территории Европы образовалось большинство современных народностей и государств, зародилась их национальная культура, характер, язык. К этому же периоду относится начало процесса формирования наций, завершившегося уже в новое время. Очевидно, что многообразие отношений, порою конфликтных и противоречивых, между государствами в современной Европе невозможно понять, не имея представления об их исторических корнях. Всплески многих религиозных, межэтнических, сепаратистских столкновений на европейском континенте могут быть следствием событий и явлений далекого прошлого.

Средневековье часто представляется как эпоха сугубо консервативная, как царство невежества, жестокости и суеверия. Действительно, переход от античности к средневековью, растянувшийся на столетия, можно оценить как смутное время. Постоянные войны, активная вынужденная миграция населения в очень широких пределах сопровождались разрушением центров античной цивилизации, гибелью и страданиями людей, большими материальными потерями. Однако назвать эту эпоху бездуховной было бы неправильно. Именно в первые столетия средневековья в Европе распространяется христианство в форме римского католичества, православия и позднее (с XVI в.) – протестантства. Обладая монополией на грамотность, священнослужители оказывали значительное влияние на сознание людей, формировали их мировоззрение. При этом нельзя забывать, что зачатки научных знаний, а затем и целые научные направления зародились именно в средневековых школах при монастырях и в университетах. Не случайно эти учреждения были причислены к духовным, а студенты в знак принадлежности к сословию служителей церкви «носили» тонзуру (выбритая макушка). Современные университеты Европы (Болонский, Парижский, Кембриджский, Пражский и многие другие) появились в XI – XIII вв. и по праву считаются крупнейшими центрами мировой науки. К началу XV в. на территории Европы было 46 университетов.

Социально-экономический строй средневекового общества определил и характер его политической надстройки. Религия освящала светскую феодальную систему, оберегала государство, а догматы церкви были одновременно и политическими аксиомами, что в принципе предполагало прогрессивное воздействие на жизнь. Об этом свидетельствует эволюция феодального государства – от феодальной раздробленной монархии к сословно-представительной, а от нее – к абсолютной. Современные политические системы, таким образом, имеют давние традиции. Особенно это касается парламентов. Сословно-представительные собрания средневековья, первые наивные парламентские учреждения, появившиеся в XIII – XIV вв., стали их прообразами.

Таким образом, история средневекового общества никак не может быть объектом только академического изучения. Исследование этой эпохи дает возможность правильно оценить многие процессы, происходящие в современном мире. Поэтому интерес к средним векам не затухает. Об этом свидетельствует то, что по поводу многих проблем средневековья и сейчас идут оживленные дискуссии. Они касаются типологии зарождения и развития феодализма, роли рабовладения в средние века, возникновения городов, их места и роли в обществе, характера общины и вотчины, периодизации средневековья, границ культуры классического периода и эпохи Возрождения.

Происхождение термина «средние века» (medium aevum). Трактовка понятия «феодализм»

Термин «средние века» был впервые введен в оборот итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения длительного периода варварства, наступившего вслед за разрушением античной цивилизации. Римский историк Флавио Биондо в своем труде «История от падения Рима» называет «средними» столетия между античностью и т.н. «новым» временем, в котором жил сам историк (1388 – 1464 гг.). В это понятие ранние итальянские гуманисты вкладывали свое содержание: речь шла прежде всего о падении культуры, деградации латинского языка, превращении его в т.н. кухонную (низкую, испорченную) латынь (infima latinitas). Реабилитация языка, возрождение культуры как раз и было для гуманистов главной целью. Примерно так же подходили к оценке средневековья гуманисты XVI – XVII вв.

В конце XVII в. термин «средние века» был впервые применен для общей периодизации истории. Профессор философии и географии в Галле Кристоф Кеплер (Целлариус, 1634 – 1707 гг.) разделил всю историю человечества на три периода – античную, среднюю и новую. Во втором томе своей «Истории» Целларий четко обозначил хронологические рамки средневековья – от правления римского императора Константина Великого (306 – 337 гг.) до завоевания г. Константинополя турками (1453 г.). Историки и философы XVIII в., находившиеся под влиянием просветительских идей, дали понятию иное толкование. Стремящаяся к власти буржуазия тенденциозно оценивала средние века, считая их временем, когда в Европе господствовали дикость, варварство, суеверия, ограничение умственной свободы. Вольтер, в частности, сравнивал переход от античности к средневековью с ощущениями путника, попавшего из тенистого цветущего сада в знойную пустыню. Начало нового времени просветители связывают с изобретением книгопечатания, компаса, распространением знаний, открытием Америки.

Победа капиталистических отношений и приход к власти буржуазии изменили отношение ученых к средним векам. В связи с распространением в науке представлений о прогрессе его элементы стали признавать и за средневековьем, при этом отмечали, что лишь в первые столетия после античности произошло некоторое «замирание» жизни и даже ее остановка. В дальнейшем, начиная с XI в., общество начинает развиваться в экономической и духовной сферах, что особенно стало заметно с появлением городов и распространением знаний. Изменилась и трактовка сущности исторического прогресса. Вместо представлений о круговороте истории (Джамбаттист Вико), о блеске античности, катастрофе культурной жизни после падения Римской империи и возрождении ее в новое время появилось понятие о непрерывном прогрессивном развитии человечества, а само отделение средних веков от нового времени только подчеркивает бурный прогресс, начиная с XVI в.

В российской исторической науке представления о средних веках складывались под сильнейшим влиянием марксистской идеологии. В основу этой идеологии положено учение об общественно-экономических формациях, которые последовательно сменяют друг друга. Следуя этому принципу, историки рассматривают древность как период господства первобытнообщинного и рабовладельческого строя, средние века – как феодальное общество, а в новое время, с упадком феодально-крепостнических отношений, наступает эпоха капитализма. Таким образом, средневековье – это длительный период, ряд событий и явлений, относящихся непосредственно к зарождению, формированию, развитию и гибели феодализма.

Понятие «феодализм» стало употребительным среди историков в XVIII в. Этимология слова feodum – феод, которым обозначалось наследственное условное земельное держание, полученное вассалом от сеньора за службу. Синонимом феода был лен (феодально-ленная система).

Историки эпохи Просвещения понимали феодализм как строй с особыми политическими и правовыми отношениями, главными элементами которых были феодальная раздробленность, вассальная зависимость внутри отдельных образований и господство папской бюрократии. Монтескье, в частности, сводил понятие феодализма к системе феодов (ленов) и их взаимоотношениям с сеньором (иерархия). Таким образом, просветители имели в виду лишь первый период средневековья и оставляли за пределами изучения отношения собственности, сложившиеся между непосредственными производителями и феодальным дворянством в более поздние сроки.

В начале XIX в. идеологи либеральной буржуазии и представители романтического направления занялись исследованием феодализма как системы, которая была нормой общественной жизни. В частности, известные историки Ф. Гизо и Фюстель де Куланж объясняли происхождение феодальных отношений из римских и германских учреждений (романистская и германистская школы). Их отношение к феодализму было вполне положительным, поскольку в нем они увидели свой идеал – именно в тот период сформировалось третье сословие, т.е. предшественники буржуазии XIX в. Ф. Гизо дал определение феодализма, надолго укоренившееся в буржуазной медиевистике. К главным признакам феодализма он относил: а) условный характер земельной собственности; б) соединение верховной власти с собственностью на землю; в) иерархическую структуру класса землевладельцев. И в этой схеме обнаруживается прежняя погрешность: из определения выпадает характеристика отношений между земельными собственниками-феодалами и крестьянством. К тому же эти историки видели в феодализме специфическое явление, присущее только Западной Европе. Российские историки XIX – начала ХХ вв. также придерживались этой точки зрения, и лишь позднее (Г.Н. Грановский) феодализм стал рассматриваться как эпоха, которую пережили все человеческие общества.

В последней трети XIX в. в европейской медиевистике широко распространилась классическая вотчинная теория, создателями и последователями которой были ученые из различных стран, в том числе из России (К. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов, Д.М. Петрушевский, А.Н. Савин и др.). В отличие от своих предшественников названные ученые полагали, что крупная феодальная вотчина, основанная на барщинном труде зависимых крестьян при господстве натурально-хозяйственных отношений, была основной ячейкой и экономическим фундаментом феодального строя. Иными словами, к характеристике феодализма как явления политико-юридического были добавлены весьма существенные социально-экономические признаки. Следует заметить, что, будучи в плену традиционного (от Ф. Гизо) отношения к феодализму, его социально-экономические черты историки рассматривали не как определяющие, а как своеобразный экономический фон политико-правового строя. Исключением были взгляды русских историков М.М. Ковалевского, Н.И. Кареева, П.Г. Виноградова, которые политико-правовые и социально-экономические характеристики считали разными сторонами феодализма. Из этой концепции уже в начале ХХ в. была сформулирована теория двух феодализмов – политического и социального (Д.М. Петрушевский, А.Н. Савин).

Несмотря на то, что содержание понятия «феодализм» было существенно расширено и углублено, для названных историков политико-правовая база средневековья продолжала оставаться главным источником возникновения феодального строя. Что касается отношений собственности и социальной структуры общества, то они сформировались в результате целенаправленных усилий государства и королевской власти на создание военно-ленной системы, обеспечив ее функционирование с помощью вотчины. Бенефициарная реформа К. Мартелла в их трактовке предстает как заранее обдуманный шаг для завершения структуры этой системы. Вотчина, таким образом, занимаясь чисто хозяйственными функциями, была, по их мнению, единственным источником и носителем прогресса.

Представители критического направления в историографии средневековья (в основном немецкие и австрийские историки), не согласившись с утверждением позитивистов (см. выше) о некоторой значимости социально-экономических факторов, стремились доказать превосходство государства, политики и права в истории общества. Так, А. Допш и Г. фон Белов считали феодализм «системой управления», главной чертой которой была феодальная раздробленность («отчуждение верховной власти местным властям»). Такая система не была у них связана ни с вотчиной, ни с натуральным хозяйством. Больше того, А. Допш полагал, что хозяйство при феодализме носило капиталистический характер (вотчинный капитализм).

В предвоенный и послевоенный периоды (имеется в виду 2-я мировая война) в историографии средневековья появились сторонники комплексного изучения феодализма и понимания его как целостного социального типа, определяемого условиями существования и соответствующей духовной средой. Инициатором такого подхода выступил известный французский историк М. Блок (1886 – 1944), который считал сеньерию важным элементом экономической структуры феодализма, как и порожденные ею отношения крестьян с сеньорами. Такое понимание продолжали развивать сторонники группы «новой истории», вышедшей из школы «Анналов» (Р. Бутрюш, Ж. Дюби и др.).

В наши дни в западной медиевистике осталось немного историков, отрицающих необходимость комплексного подхода к изучению феодализма. Однако их интересуют, в первую очередь, вассально-ленная система, раздробленность государства, «личные связи» между людьми, особое мировосприятие людей средневековья. При этом игнорируются или забываются вовсе материальные и социальные факторы, от которых во многом зависит все перечисленное выше.

Современная российская медиевистика, представленная известнейшими в мире науки именами С.Д. Сказкина, Е.А. Косминского, А.Д. Удальцова, Н.Л. Грацианского, В.Д. Семенова, М.А. Барга, Ю.Л. Бессмертного, Е.В. Гутновой, М.Л. Абрамсон и многих других, понимает феодализм как социально-экономическую формацию и считает определяющими те ее черты, которые имеют прямое отношение к формам собственности, характеру распределения и отношениям между различными слоями феодального общества. Признавая прогрессивное значение вотчины в развитии сельского хозяйства, они считают, что прогресс осуществлялся, главным образом, за счет крестьянских наделов, на которых производительность труда была выше, чем на домениальной земле. Кроме того, вотчину историки России считают главным инструментом, с помощью которого земельные собственники извлекали из труда зависимых крестьян прибавочный продукт в форме феодальной ренты. Так что вотчина не является институтом социальной гармонии – во все времена внутри нее наблюдаются серьезные противоречия, приводившие к массовым крестьянским выступлениям против феодалов.

Кроме того, натурально-хозяйственные отношения, по мнению российских историков, присущи феодальной вотчине лишь на первом этапе ее развития в раннее средневековье. С появлением городов (XI – XII вв.) товарно-денежные отношения проникают в деревню и оказывают серьезное влияние на все сферы жизни. Больше того, они становятся важной причиной общественного прогресса. «Кризис феодализма» в XIV веке, о котором писал чешский историк Ф. Граус в начале 60-х гг. ХХ в., по сути своей не был кризисом формации и началом перехода к капитализму. В российской историографии средневековья явления XIV в. были оценены как кризис вотчинной системы хозяйствования в связи с включением ее в рынок и с переходом к широким товарно-денежным отношениям.

Что же представляет собою эпоха средневековья (феодализма) с точки зрения ее экономического, социального и политического содержания?

Средневековье унаследовало и довольно долгое время сохраняло от предшествующей эпохи противоречивые, а порою и несовместимые тенденции и явления двух миров – варварского и римского. Рабовладельческая система переживала в начале христианской эры тяжелейший кризис, который завершился разрушением некогда могущественного государства. В провинциях империи и на ее окраинах, главным образом у германских племен, происходило разложение родоплеменных отношений и постепенное формирование классового общества. В процессе миграции варваров в направлении империи, вылившейся затем в Великое переселение народов, территория римского государства была занята варварами (неримлянами), которые образовали здесь свои государства. Таким образом, была разрушена не только старая политическая система, но и прежний общественно-экономический строй.

Раннее средневековье в Европе олицетворяло собой конгломерат времен и народов. Во взаимодействие с коренным населением и более ранними завоевателями вступили новые племена и народы, в результате чего возникли раннесредневековые народности: западнофранкская, восточнофранкская, аквитанская, испанская, чешская, польская, венгерская, древнерусская, болгарская, сербская, италийская и др. В их формировании участвовали кельтские, романские, греческие, иберийские, германские, славянские, балтийские, угрофинские, семитские элементы. Таким образом, все европейские народы сложились на смешанной расовой этносоциальной основе.

Следует при этом отметить, что в ходе Великого переселения хозяйственная разруха усугубилась, из-за войн и эпидемий существенно сократилось население. Народы пребывали в состоянии психологического стресса из-за повседневной нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. И все-таки в экономике и социальной жизни стали появляться сдвиги: зародилась крупная земельная собственность, сокращалось число рабов, люди постепенно усваивали новые для них методы земледелия, вошли в оборот чеканные монеты, постепенно формировались новые классы – зависимое крестьянство и собственники феодального типа, а также вотчина. Немаловажным обстоятельством было распространение христианства и его структурных подразделений во главе с папой Римским.

Второй период средневековья являл собой модель динамично развивающегося общества и был наполнен важными событиями и явлениями, свидетельствовавшими о несомненном прогрессе европейского общества. Расцвели средневековые города, начали складываться внутренний и внешний рынки. Товарно-денежные отношения проникли даже в отдаленные от цивилизации провинции. Сельское хозяйство преодолело свою натурально-хозяйственную замкнутость. Экономический подъем XI – XII вв. привел к росту населения Европы в 2 – 3 раза.

В это же время в Европе начинается процесс централизации, в ходе ожесточенных войн формируются территориальные границы государств, появляются сословные монархии и первые органы представительства – сословные собрания.

Во второй период средневековья появляются проблемы, связанные с отношениями светской и церковной власти. Католическая церковь, используя слабость государства, начала активное наступление на него с тем, чтобы создать универсальную теократическую империю во главе с папой, однако натолкнулась на мощное сопротивление. Конфликт между папами и европейскими государями (в основном английскими и французскими) привел к тяжелому продолжительному кризису католической церкви, который нашел свое отражение сначала в Авиньонском пленении пап (1309 – 1377), а затем в Великом расколе. Преодолеть его удалось Констанцскому собору (1414 – 1418), однако авторитет папского Рима был существенно подорван. Об этом свидетельствует активизация еретических движений, которые в конечном итоге привели к Реформации сначала в Чехии (Ян Гус), а затем во всех других государствах Европы.

В конце XV – начале XVI вв. Европа переживает еще одно событие, ставшее знаковым и возвестившее о начале новой эпохи. Речь идет о Великих географических открытиях, которые разрушили европейскую замкнутость и положили начало обширным связям Европы со странами Нового света.

К XVI столетию средневековое общество накопило солидный экономический и технологический потенциал, который и стал фундаментом дальнейшего развития. В недрах феодального хозяйства и общества зарождаются новые формы организации производства – мануфактура в ремесле и фермерство в сельском хозяйстве, постепенно стали формироваться новые классы – буржуазия и пролетариат мануфактурного периода. Предыстория появления и дальнейшего развития капитализма известны в литературе как эпоха первоначального накопления капитала. Эта эпоха знаменательна тем, что привела к переменам, преобразившим лицо средневековья. В экономической сфере она подготовила и отчасти реализовала победу новых форм организации производства в ремесле и аграрном секторе над старой цеховой системой и надельным крестьянским хозяйством. Насильственное освобождение крестьян от земли привело к созданию рынка наемной рабочей силы, которую востребовал финансовый капитал, чтобы организовать производство на новой основе.

Появление и развитие капиталистических отношений оказало огромное влияние на социальный и политический строй Европы. Зарождение буржуазии поставило под сомнения устойчивость феодальной сословной монархии, которая постепенно трансформировалась в абсолютную монархию XVI – XVIII в. Эта форма организации власти соответствует переходному периоду от феодальной эпохи к капиталистической и предполагает мобилизацию всех возможностей дворянства для продления своего господства. При этом прежние органы сословного представительства утрачивают свою значимость, а их властные полномочия концентрируются в руках абсолютного монарха.

Генезис капитализма в ремесле и сельском хозяйстве, массовая экспроприация мелких производителей были дополнены переменами в области идеологии. Феодальный правопорядок средневековья базировался на католицизме, который был ненавистен пробуждающейся буржуазии тем, что утверждал некоторые постулаты, не совместимые с принципами буржуазного накопительства (учение о справедливой цене, требование воздержания и т.д.). К этому надо добавить, что католическая церковь была еще и крупным земельным собственником. Все это привело к Реформации, которая не ограничивалась идеологической борьбой, но и приобрела характер широкого общественного движения, охватившего Европу уже в начале XVI в.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Школа человеческих отношений | Периодизация истории средних веков

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 653; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.