Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Этические учения КитаяЭтические учения Индии Основные черты индийской мысли Природные условия Индии Основные этапы и направления развития этики План. Лекция 2. Этические учения Древнего Востока Литература 1. Бабук И.М. Экономика предприятия / И.М.Бубук и др.- Мн., 2002. 2. Волонцевич Е.Ф., Конкурентоспособность фирм / Е.Ф. Волонцевич. – М., 2000. 3. Ниукитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси: проблемы, формирование, эволюция / П.Г.Никитенко. – Мн., 2000. 4. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование / В.Н. Самочкин. – Мн, 1999. 5. Экономика предприятия и отрасли промышленности / под ред. А.С.Пелеха. - Ростов н/Д, 2001. 6. Экономика предприятия: учеб. пособие / Э.В.Крум и др. – Мн.: Выш. шк. , 2005. – с244-259 7. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. И.А. Сафронова – М.: Юристъ, 1998. – с.516-532 8. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Г.З. Суша – М.: Новое знание, 2003. – с.132-142
СОДЕРЖАНИЕ
Издатель: Витебский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов Лицензия ЛВ № 437 от 14.10.2004 210015, г.Витебск, ул. Правды, 8а
Подписано в печать ________2007 г. Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная Гарнитура Times. Усл. печ.л. _____ Уч.изд.л._____ Тираж _____ экз. Заказ № ______ 1. Основные этапы и направления развития этики Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначения, функций в жизни и закономерностей развития. Этика зарождается в глубокой древности в эпоху становления классового общества и разделения труда, отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становится способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить и почему? к чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни. Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысложизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей. Проще говоря, для того чтобы научить человека, как следует жить и поступать, к чему стремиться и во что верить, этика должна была разрешить и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали, о природе нравственной идеализации, о закономерностях развития морали, о способности человека быть субъектом морали и другие. А для ответа на эти вопросы необходимо было понять, что такое человек и общество, что представляет собой мир, в котором живет человек, как он устроен, как он развивается и как человек осознает себя в этом мире. То есть потребность в этических знаниях как бы вызывала к жизни учения о том, что собой представляет мир, какова его природа, какое место занимает в нем человек и как он познает окружающий мир. Этика как «практическая философия» предполагала в качестве основания философию «теоретическую» —учение о бытии, учение о человеке, учение о познании. Сама же этика как бы завершает пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни. Таким образом, в развитом виде этика состоит из теоретической части —учения о морали, ее происхождении, сущности и функциях и практической —нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни. Зачатки же первых этических представлений относятся к очень раннему периоду развития общества и связаны они с разложением первобытнообщинного строя и становлением классового общества. Тогдашние представления людей о хорошем и плохом, добре и зле, счастье и несчастье, о смысле жизни, смерти и бессмертии первоначально воплощались в продуктах коллективного творчества — в мифах и легендах, в преданиях и сказаниях. Как известно, и до сих пор сказки являются для детей школой нравственных представлений. Первые же авторские размышления на этические темы, дошедшие до нас, возникают в странах Древнего Востока и относятся к III-II тысячелетиям до н. э. («Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба» и др.). Размышления эти отражали воззрения древних на мир, будучи проявлением религиозно-мифологического мировоззрения или сомнений в его правильности. Появление же этических учений и школ в странах Древнего Востока — Индии и Китае — относится к I тысячелетию до н. э. Учения брахманизма, буддизма, конфуцианства намечают уже собственно этическую проблематику, вычленяя ее из космологического взгляда на мир. На европейской почве собственно смысложизненные и поведенческие проблемы становятся предметом рассмотрения начиная с софистов и Сократа — V в. до н. э. В более поздних воззрениях Древнего Востока, досократовской Греции этическая проблематика была еще растворена в космологических и натурфилософских взглядах на устройство мира. Этим воззрениям было свойственно характерное для мифологического сознания истолкование космоса посредством перенесения на устройство мироздания человеческих характеристик и жизненных представлений. Поэтому моральные феномены рассматривались древними как свойства всего мироздания, отчего последнее наполнялось животворящей духовностью, а добро, справедливость, любовь начинали трактоваться как высший закон мироздания, обеспечивающий всеобщую гармонию. При этом только древнегреческой философии удалось сделать решительный шаг от мифологического к научному, логическому пониманию морали и человека, дать толчок к развитию этики. Философско-этическая мысль Древнего Востока по сути дела на протяжении многих веков оставалась верной изначальным традиционным представлениям. Поэтому в историко-этическом процecce можно выделить следующие основные этапы: этические учения Древнего Востока, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени и современные этические теории.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 778; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |