Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос. Динамика культурыЛюбая культура является противоречивым единством сохранения, воспроизводства и развития. Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить в культурном развитии определенные закономерности, то говорят о динамике культуры.
В динамике культуры можно выделить несколько типов изменчивости – это варианты тех изменений, которые могут происходить в культуре: * культурогенез – процессы порождения новых форм культуры, протекающие не только на этапе зарождения культуры, но и в последующем развитии * культурная диффузия – процессы пространственно-временного распространения образцов культуры, ведущие к взаимодействию и взаимопониманию между представителями разных культур * трансформация культурных форм: модернизация, развитие, деградация, кризис и т.д. * реинтерпретация, т.е. изменение смыслов и символических характеристик, культурных явлений и т.д.
Поскольку культура выступает содержательным аспектом социальной жизни людей, более правильно говорить о социокультурной динамике, которая подразумевает, прежде всего, социокультурный прогресс общества. Прогресс в культуре – это процесс поступат. развития, движения вперед, история эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит. разработки по теории социокультурного прогресса были сделаны представителями школы эволюционизма (Спенсер, Тайлор), определившими это явление как процесс последоват. усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированностиее отд. функциональных подсистем и элементов. Развитием этих взглядов стали работы Дюркгейма и его теория разделения труда, в а также исследования представителей структурно-функционального направленияантропологии (Радклифф-Браун, Малиновский, Р. Мертон, Парсонс), рассматривавших социальную эволюцию как последоват. перемену типов социальной организации сооб-ва со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Эволюционисты объясняли движущие силы социокультурной эволюции, гл. обр., потребностью сообществ в адаптации к природным условиям и особенно к динамично меняющимся истор. обстоятельствам своего существования. Близкая к эволюционистам марксистская историософская школа аргументировала неизбежность прогресса саморазвитием производительных сил и производств. отношений. С позиций функционалистов и совр. социальных синергетиков(Г.Хакен, И.Пригожин, А.П.Назаретян) источником прогресса является реализация свойственной всякой открытой динамич. системе (каковой несомненно является человеч. общ-во) тенденции к структурному и организац. саморазвитию и расширению функций. В противовес эволюционистским и функционалистским подходам к объяснению социокультурной истории создатели теорий цивилизации (Шпенглер, Тойнби, Сорокин и др.) скептически относились к возможности общей социальной и культурной эволюции. Они рассматривали судьбу всякого регионального сообщества (цивилизации) как автономный циклический процесс внутреннего роста и последующей деградации, не обусловленный закономерностями общего прогресса в общечеловеч. масштабе. Они не усматривали в культурах сообществ позднего времени каких-либо признаков их большей прогрессивности в сравнении с культурами сообществ древности, полагая, что новые культурные формы являются просто другими, но не более прогрессивными, чем прежние. Наиболее целостный характер подобная научная парадигма обрела в этногенетической концепции Л. Гумилева.
Вместе с тем социокультурный прогресс может быть определен как комплексный лишь при рассмотрении процессов социокультурной эволюции в самом крупном истор. масштабе, на материале значительных отрезков истории. В масштабе жизни одного или даже неск. поколений людей темпы и ритмы развития в разных областях деятельности, как правило, не совпадают; само это развитие имеет по преимуществу волновой характер, где всплески инновационной активности сменяются периодами освоения этих инноваций. На отдельных этапах в некоторых областях деятельности может наблюдаться стагнация или даже опр. регресс и т.п. Помимо этого каждое историческое сообщество (или цивилизац. общность) развивается в своем собств. темпе и ритме, нередко не совпадая по этим показателям даже с ближайшими соседями, а многие сообщества, достигнув опр. уровня развития (видимо, предельного для тех природных и истор. условий, в которых они существуют), вообще останавливаются в своей социокультурной эволюции. Т.о., социокультурный прогресс возможен, но отнюдь не предопределен. Реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание которых, судя по всему, случается не часто. Остановившиеся в своем развитии сообщества либо консервируются в качестве истор. реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых и утрачивая свою социальную целостность и культурную самобытность.
Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 500; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |