Согласно Ибн-Сине, универсальные идеи имеют троякое бытие: универсалии существуют одновременно до вещей, в вещах и после вещей. До вещей они существуют в Божественном разуме, затем они воплощаются в вещах, а после этого в процессе познания формируются в человеческом интеллекте. Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее благодаря самому себе, а мир, проистекающий от него посредством эманации, представляет собой необходимо сущее благодаря чему-то другому, т.е. Богу. По мнению Ибн-Сины, космические и природные явления не зависят от божественного промысла, поскольку знания Бога простираются лишь на универсальное, а не на единичное. Хотя Ибн-Сина видел связь между телом и душой, он не был материалистом и верил в бессмертие души.
Ибн-Халдун
(1332-1406)
Философ, создавший фундаментальную работу под названием «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». Введение к этому труду представляет собой энциклопедическое произведение, отразившее культурную жизнь арабского средневековья, знания, которыми оно владело: сведения о земле и климате, об истории разных народов, о возникновении и крушении государств, о земледелии и ремеслах, финансах, науках, искусствах и т.д. Ключевая мысль этого произведения — влияние экономики на жизнь государства, поэтому философа часто называют «арабским Марксом». Ибн-Халдун впервые показывает, как в результате возникновения в общине избыточного продукта происходит разложение первобытнообщинных отношений и формирование отношений иного типа, в ходе чего образуется государство. Распределение прибавочного, а затем и части необходимого продукта внутри него и в интересах его аппарата имеет последствием стагнацию цивилизации и гибель этого государства.
Аверроэс (Ибн Рушд)
(1126-1198)
Арабский философ, который поставил своей задачей дать более правильное толкование учения Аристотеля, чем дали предшествующие арабские философы. Аверроэс, как и Фома Аквинский, утверждает, что бытие Бога может быть доказано разумом независимо от откровения. То есть он обосновывал превосходство разума над верой и доказывал право богословов заниматься философскими проблемами. Ибн Рушд отрицал бессмертие души. В этом также проявилось влияние Аристотеля, который склонялся к мысли, что душа человека смертна.
Ибн-Араби (1165-1240)
Яркий представитель религиозного мистицизма, представленного в первую очередь суфизмом, в основе которого лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от материального мира. Для Ибн-Араби Бог одновременно слит с миром, является им, неотделим от него и в то же время внеположен ему, поскольку является порядком, организующим этот мир. В одном из сочинений этого философа мы находим:
Окончание таблицы 18
«Миропорядок есть целиком Бог или целиком Творение, ибо он (миропорядок) — Творение в одном отношении, он же — Бог в другом отношении, суть же едина. Ведь воплощенная сущность формы, в которой Он проявился, есть воплощенная сущность формы того, кто принял сие проявление».
· Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.
· Сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии и христианского учения.
· Способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, выделилась гносеология — учение о познании).
· Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный и появлению в будущем эмпиризма и рационализма как направлений философии.
· Пробудила интерес к осмыслению проблемы времени и исторического процесса
· Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение