Декарт считал, что в основе бытия и познания лежит разум. По Декарту, в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку, зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться. Следовательно, сомнение реально существует. Этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли. Поэтому если человек сомневается, значит — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»)
Проблема бытия
Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция — это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании нив чем, кроме самих себя.
Окончание таблицы 23
Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции делятся на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). Они обладают определенными свойствами: протяжением (для материальных) и мышлением (для духовных). То есть все материальные субстанции обладают протяжённостью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств и были названы Декартом модусами. Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.
Проблема человека
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
Идея
дуализма
«Основной вопрос философии» решается Декартом с точки зрения дуализма (двойственности): спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
Проблема познания
Декарт считает, что познание мира должно быть основано на научном методе. Научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс, т.е. «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство». В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). В процессе познания необходимо опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Учение о врожденных идеях
Несмотря на то, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); число (существует) и т.д., а врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».
Учение Декарта оказало огромное влияние на развитие всей последующей западноевропейской философии. Каким оно было — негативным или позитивным — споры среди философов продолжаются до сих пор. Например, выдающийся философ XXв., основатель философской антропологии Макс Шелер (1874—1928) считал учение Декарта источником самых больших заблуждений в европейской мысли. И, надо отметить, у этого мнения в современной философии достаточно много сторонников, выдвигающих довольно серьезные аргументы в доказательство своей позиции. Но не только среди современных философов, но и среди учеников и современников Декарта не было согласия с его идеями. В частности Бенедикт Спиноза, который считал себя учеником Декарта, так и не принял его идею дуализма, а в противоположность рационализму имелась мощная «оппозиция» — сенсуализм Джона Локка и эмпиризм Фрэнсиса Бэкона.
Эмпиризм Ф. Бэкона
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — выдающийся английский философ и политический деятель, в 1620-1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании (второе должностное лицо в стране после короля), явился основателем эмпирического направления в философии. Основные работы Бэкона: «Нравственные и политические очерки» (1597), «0 мудрости древних» (1609), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и преувеличении наук» (1623) и «Новая Атлантида» (1624).
Суть эмпиризма Фрэнсиса Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.
· Чем больше теоретического и практического опыта накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.
· Истинное знание не является и не должно быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил всё его философское кредо: «Знание — сила».
· Главным методом познания, по Бэкону, является индукция— обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
· Достоинство индукцииБэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.
· Недостаток индукции— ее вероятностный характер (если несколько явлений обладают общими признаками, это не значит, что данными признаками обладают все явления данного класса).
· Путь преодоления вероятностного характера индукции заключается в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.
Схема 63. Пути познавательной деятельности по Ф.Бэкону
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Френсис Бэкон выделил также четыре причины («призраки» или «идолы»), которые препятствуют человеку и человечеству получать истинное знание.
1) Призраки рода и призраки пещеры — врожденные заблуждения людей.
· Призраки родавозникают за счет преломления познания через культуру человека в целом (общечеловеческой культуры).
· Призраки пещерывозникают из-за влияния личности человека на процесс познания (его предрассудков и заблуждений).
2) Призраки рынка и призраки театра— приобретенные заблуждения.