Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философские воззрения Бенедикта Спинозы

Читайте также:
  1. Вопрос 1. Вопрос 1. Философские идеи в культуре Киевской Руси
  2. Вопрос 2. Основные философские идеи Августина Блаженного
  3. Вопрос 2. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  4. Вопрос 3. Рационалистические системы и учения о субстанции Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница
  5. Вопрос 4. Философские школы Древнего Китая
  6. Вопрос 5. Философские взгляды марксистов
  7. Нравственно-философские и художественные искания онтологического реализма (деревенская проза, натурфилософская проза).
  8. Общефилософские принципы бытия
  9. Ортодоксальные философские школы индуизма
  10. Структура мировоззрения

 

 

Область воззрений Пояснение
Критика декар­товской теории субстанции В целом Спиноза был согласен с теорией о суб­станции Декарта, но пытался преодолеть ее не­достатки и создать собственную, более совер­шенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заклю­чалась в том, что, по Декарту, субстанция — это сущность, которая для своего существова­ния не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самих себя, тем не менее, сотворены кем-то или чем-то иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существова­нии полностью зависит от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью суб­станций от всех других субстанций и одновре­менной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога
Учение о единой субстанции Спиноза полагал, что не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотво­ренными им другими субстанциями. Существу­ет только одна единая субстанция, которая заключает в себе всё сущее. Данная субстан­ция заключает в себе окружающий мир и Бога. Природа и Бог — едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, воз­вышающегося над природой. Бог внутри нее. И только единая Природа-Бог обладает способ­ностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи, которые существуют не сами по себе, а явля­ются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, под­вержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существу­ет, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как моду­сы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение— свойства всей суб­станции, а не отдельных модусов, как у Декар­та); бесконечна в пространстве и времени; несотворима, неуничтожима и неподвижна.
Теория познания Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выде­ляет три ступени познания: 1) «познание в чистом виде», которое непос­редственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;  

Продолжение таблицы 24

    2) познание, полученное в результате деятель­ности разума (размышлений, логических опе­раций), — второй уровень, менее истинный; 3) чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, непол­но и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания
Этика Центральными в этике Спинозы являлись про­блемы детерминизма (обусловленности всего в природе) и соотношения свободы и необхо­димости. Философ пришел к выводу о том, что свобода и необходимость в субстанции соеди­няются в одно целое. Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отли­чается от всех иных модусов наличием мышле­ния и, следовательно, стремится к свободе, но в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости. Желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может спра­виться с этим течением, и вынужден мириться с необходимостью. Путь к свободе заключается в нахождении условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю, поскольку свобода — это и есть познанная не­обходимость. Но чтобы достичь большей сте­пени свободы, человеку необходимо: во-пер­вых, максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), а во-вторых, освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.), так как они тоже мешают сво­боде, подчиняют человека и заставляют дей­ствовать по необходимости. В связи с послед­ним стал популярен девиз Спинозы: «Не сме­яться, не плакать, не проклинать, а понимать»

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философско-антропологические идеи Б. Паскаля | Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма

Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 388; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.