Гегель отождествляет бытие и мышление: противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Всё разумное действительно, а всё действительное разумно. В результате данного отождествления Гегель выводит понятие абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Гегелю, представляет собой единственно существующую подлинную реальность, но в тоже время и первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютной идеей является Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Еще одним ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: т.е. происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Проблема человека
Человек, по Гегелю, является носителем абсолютной идеи. Сознание каждого человека — это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа, ибо через человека Мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов. Через него же дух целенаправленно и закономерно движется (действия, поступки человека, ход истории), познает себя через познавательную деятельность человека и творит (в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком).
Диалектика
Заслуга Гегеля перед философией заключается также и в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что всё содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.). Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействуют. Единство и борьба противоположностей являются основой развития и существования всего в мире. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия), которому всегда находится антитезис — его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит
Окончание таблицы 28
снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис всё более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что существует). Его антитезисом является «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез, т.е. «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. Поэтому противоречие — это не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Социально-
политические взгляды
Гегель считал, что государство является формой существования Бога в мире, а право есть наличное бытие свободы. Он полагал, что общие интересы выше частных и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, с его точки зрения, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться. Тем более, что противоречия, конфликты в обществе, а также между государствами являются не злом, а благом, двигателем прогресса во всемирно-историческом масштабе. «Вечный мир», по мнению Гегеля, приведет к загниванию и моральному разложению. Регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.