Ранняя философия Фейербаха характеризуется критикой идеалистичней философии, особенно Гегеля. Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления, не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружающий очевиден и осязаем, в то время, как абсолютная идея является лишь выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое и не соответствующей новейшим достижениям науки.
Теория
антропологического материализма
Фейербах полагает, что единственно существующими реальностями является природа и человек, который является частью природы. Человек должен стать главным интересом философии. Фейербах заявляет: «...философия, как таковая, чистый разум, чистая мысль — ничто для человека и ни как тонет на него воздействовать... человека можно убедить в истине лишь в том случае, если ее из мысленной сущности, из сущности умозрительной... превратить в сущность, подобную человеку, в чувственную сущность» (Фейербах Л., 1955. С. 15). Человек есть единство материального и духовного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека. Это же касается и идеи Бога, которая является плодом воображения человека. Вечна и бесконечна лишь природа, которая никем не сотворима и никем не уничтожима. А всё, что нас окружает, — это различные проявления материи.
Проблема Бога
Фейербах выступает с атеистических позиций, считая, что не Бог создал человека, а человек — Бога. На самом деле Бога как самостоятельной реальности нет. Он есть лишь порождение сознания человека. Религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантастическую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью. Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям. Корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности. Сама мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека и притупляет его страх и аффекты. Бог — это идеальный образ человека, созданный человеком; это то, чем хотел бы себя видеть человек. В действительности же Бог не является творцом. Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставил ему культ человека: «Человек человеку Бог».
Гносеология
В вопросах гносеологии Фейербах был оппонентом И. Канта, в отличие от которого он утверждал, что окружающий мир познаваем а познавательные возможности разума безграничны. Безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта и роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи Фейербах выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Гносеология Фейербаха основывается на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Окончание таблицы 29
Социально -
политические
взгляды
Фейербах считал, что человек представляетсобой уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. При этом полноценная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (т.е. другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейербах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека, а смыслом жизни человека должно быть стремление к счастью.
В заключение следует отметить, что немецкая классическая философия стала огромным достижением человеческой мысли, значение которого трудно переоценить. Она оказала и продолжает оказывать значительное влияние на всю последующую мировую философию. Поэтому не случайно данное самое влиятельное в истории философии течение получило название «философской революции».