Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Краткий исторический аспект изучения межличностных отношений в детской психологии

Читайте также:
  1. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ КАК НАУКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ.
  2. IV.l. Теоретические аспекты проблемы
  3. V.1 Теоретические аспекты проблемы.
  4. Акцентуации личности в психологии
  5. Александр 2 исторический портрет 1855-1881 гг
  6. Антропологические аспекты культуры
  7. Аспекты контроля.
  8. АСПЕКТЫ ПРЕДПРЕВОДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА.
  9. Аспекты проблемы анализа и их реализация в программных продуктах
  10. Барьеры в межличностных коммуникация.

Фундаментальная значимость проблемы взаимоотношений детей и подростков привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящено огромное количество экспериментальных и теоретических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Попытаемся в максимально сжатом объеме осветить основные направления работ, связанных с изучением детских отношений .

Впервые проблема межличностных отношений начала разрабатываться за рубежом в структуре других социально-психологических проблем. В более дифференцированном виде она выступила в период становления массового производства и развития городов. Межличностные отношения на том этапе затрагивались только в противовес основной проблеме того периода - массовой психологии (Г. Лебон, Г. Трад, С. Сигеле, М. Лацарус и др., XIX век).

Большое влияние на изучение межличностных отношений и развитие социальной психологии в целом оказали работы Чарльза Кули (1864-1929) и Георга Зиммеля (1858-1918). Эти исследователи впервые стали рассматривать личность не «вообще», а связывая ее особенности с процессами взаимодействия внутри группы и с различными характеристиками групп. Они представляли личностные черты как проекции взаимоотношений человека в социальных группах. Очень важное значение в их теории придается интерпретации мыслей и чувств других людей. Малая группа понимается как социальная среда в целом, и трактуется этими авторами как общность людей, в котором имеются контакты «лицом к лицу», то есть межличностные отношения.

В 20-е годы XX века оформился научный этап развития социальной психологии. Начало развития этого этапа связывают с именем В. Мёде, Ф. Оллпорта, В.М. Бехтерева.

В .Меде и Ф. Оллпорт независимо друг от друга проводили эксперименты, выявляющие влияние группы на протекание познавательных процессов индивида (ощущение, внимание, восприятие, мышление).

В исследованиях В.М. Бехтерева (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым) были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях совместной деятельности.

Так, начиная с 20-х годов социальный (групповой) аспект в психологии становится ведущим в США, Англии, Германии, Франции и Японии. Это обусловлено тем, что широкий размах прикладных исследований поддерживался крупными экономическими концернами и военными ведомствами. Интенсивно проводилось изучение влияния межличностных отношений на производительность труда, трудовую дисциплину.

В экспериментах Э. Мэйо было установлено значительное влияние неформальных отношений между членами группы на производительность труда, текучесть кадров, изменению норм и т.д.

Приблизительно с середины XX века вопросы взаимодействия между людьми, взаимовлияния в группе и прочие легли в основу создания целых направлений, а также модификации прежних. К числу таковых относятся необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля и концепция групповой динамики (в работах К.Левина и его последователей) транскальный анализ, теория социальных представлений, символистический интеракционизм и др.

Так, Ф.Оллпорт впервые распространил принцип бихевиоризма на социальную психологию, считая, что она изучает тот уровень поведения, при котором человек сам становится стимулом для другого, в то время как другой – стимулом для него. При этом большое значение имеют речь, жесты, мимика, действия и т.п. Основное достижение бихевиоризма связано с изучением диадных, т.е., межличностных взаимодействий.

В рамках необихевиоризма были разработаны теории фрустрации- агрессии, новые методики исследования и обработки данных (Р. Байлз, Ф. Оллпорт), изучение статуса и социальных ролей личности. Кроме того, конструировались методы поведенческого тренинга.

Новое значение межличностным отношениям предал неофрейдизм: в отличие от раннего фрейдизма именно нарушение межличностных отношений и является причиной душевных расстройств. Кроме того, неофрейдистами (Г. Салливен, Э. Фромм и др.) был выдвинут ряд положений: о доминирующей роли раннего детства в формировании характера и выбора групп и лидеров в них в зависимости от семейного воспитания.

Кратко обратимся еще к одному течению – интеракционизм, основанный Дж. Мидом. Интеракционизм сосредотачивается на 4 областях: мотивации, социальном контроле, межличностных взаимоотношениях и социализации. Подробно разработана теория ролей (Т. Сарбин), референтных групп (Г. Хаймар, Р. Мертон), социальной драматургии (Э. Гофман).

Ставящими в центр внимания непосредственно межличностные отношения направлениями являются социометрия, стратометрия, концепция групповой динамики и транскальный анализ.

В нашей стране первоначально (в 60-70-х годах) проблема межличностных отношений рассматривалась в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива (Кисловская, Киричук, Коломинский, Репина, В.С.Мухина и др.). В этих исследованиях было показано, что уже на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива: одни дети становятся всё более предпочитаемыми большинством в группе, другие всё прочнее занимают положение «отверженных». Повышаются устойчивость и количественный состав детских объединений. Содержание и обоснование выборов детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик.

В то же время основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребёнка. Межличностные отношения рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими и оценивались в основном чисто количественно (по числу выборов, их устойчивости и т.п.). Межличностные отношения сводились к чисто оценочным: сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки (Репина, 1978). Субъективный образ другого человека, представления ребёнка о сверстнике, качественные, психологические особенности других людей оставались за рамками данных исследований.

Этот пробел был частично восполнен в исследованиях ленинградской психологической школы, где межличностные отношения были главным предметом исследования (Бодалёв, Обознов и др.). В этих исследованиях выяснялись возрастные особенности восприятия людей, понимания эмоционального состояния человека, влияние социальных категорий и эталонов на восприятие другого и пр. Главным предметом этих исследований были восприятие, понимание и познание ребёнком людей. Отношение к другому приобретало явную когнитивистскую ориентацию: другой человек рассматривался как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений детей.

В отличие от этого значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным, практическим контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:

- концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В.Петровский);

- концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М.И.Лисина).

В теории деятельностного опосредствования главным предметом рассмотрения являются группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и, тем самым, изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависит от содержания деятельности и ценностей, принятых общностью. Группа, таким образом, неразрывно связана с личностью: в личности проявляется групповое, в групповом - личностное. Совместная деятельность, с точки зрения этого подхода, определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредует вхождение в общность. Именно в совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются.

В.В. Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений:

- функционально-ролевые – зафиксированные в специфических для данной культуры нормах поведения и реализующие себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных);

- эмоционально-оценочные – проявляющиеся в предпочтениях, симпатиях и антипатиях и в различного рода избирательных привязанностях;

- личностно-смысловые – при которых мотив одногосубъекта приобретает личностный смысл для другого. Именно этот тип отношения порождает феномен действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ). Этот феномен отражает гуманные отношения между людьми (и детьми – в частности) и определяется характеристиками совместной деятельности.

Эксперименты В.В.Абраменковой показали что совместная, интерактивная деятельность значительно более способствует появлению ДГЭИ, чем индивидуальная, коактивная деятельность. Характерно, что по данным Абраменковой, феномен ДГЭИ возникает в совместной деятельности интерактивного типа в шесть-семь лет. Лишь к концу дошкольного возраста деятельность интерактивного типа становится фактором, опосредующим и порождающим гуманное отношение к другим детям. Однако общение и, по-видимому, отношения детей возникают задолго до этого. Об этом, в частности, свидетельствуют работы, выполненные в рамках концепции генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматриваются как результат (продукт) деятельности общения.

Здесь следует подчеркнуть, что изучение межличностных отношений детей в большинстве исследований (прежде всего – зарубежных) сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия. Но в концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Андреева, Абульханова-Славская, Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей.

Вместе с тем, отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение – это аспект внутренней, душевной жизни, это – характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, на современном этапе межличностные отношения рассматривают как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Межличностные отношения как социально–психологический феномен | Развитие межличностных отношений в фило– и онтогенезе

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 863; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.