Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Этап. Политические учения Древнего ВостокаИндийская политическая мысль носила выраженный религиозно – мифологический характер: идея божественного установления сословно – кастового строя, создания правителя богами, которого избирают люди, правитель – царь, отец подданных, он должен о них заботиться, но ответственность несет не перед ними, а перед богом (патриархальная концепция власти). Буддизм (7-4 века до н.э.) - основатель Сиддхартхи Гаутама (563 – 483 до н.э.):проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере. Люди считались равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов. Оппозиционным к власти буддизм не был – прочная власть предохраняет моральные устои от расшатывания. Один из наиболее значительных памятников политической мысли Древней Индии «Артхашастру» Каутильи - наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами наставления по искусству правителя. Царь – наместник бога на земле, подданные должны ему подчинятся, в противном случае власть применяет наказание. Власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами, как хорошими, так и дурными. Цель общества - в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривается сквозь призму интересов личности и прав человека Другой знаменитый источник древнеиндийской политической мысли – «Законы Ману» (2 век до н.э.). Он содержит все сведения о дхарме, т.е. долге людей разных каст, это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии, регламентирует все стороны жизни правоверного индуса – о браке, искуплении вины и покаянии, о дхарме царей, о суде. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций(551 - 479 гг. до нашей эры): · признает божественное происхождение власти императора · отказывается от божественного происхождения государства · считает, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети( патерналистская концепция построения государства) · основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.
Лао – цзы(6 – 5 век до н.э.) -основатель доктрины даосизма: · жизнь людей и общество подчиняются естественному закону - Дао – закону всех вещей, и вместе с субстанцией «ли», обозначающей воздух, эфир образуют основу мира · вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян; в их борьбе выражается Дао · люди не должны нарушать закон Дао, поэтому они должны стремиться не к действию, а к спокойствию (теория недеяния) · мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать; «если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его; если кто хочет присвоить его, потеряет его». В 4 веке до нашей эры Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) дал начало направлению, получившему название «легизм»: · в отличие от конфуцианцев, нравственное воспитание людей считалось недостаточным · упор делался на строгие законы и суровые наказания · взаимоотношения между населением и государственной властью носят антагонистический характер по принципу «кто кого» · внедрение в жизнь принципа коллективной ответственности, системы тотальной взаимослежки подданных 2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Римасыграли исключительную роль в формировании европейской цивилизации и развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть. Характерные черты политических учений этого этапа:
Платон Афинский(427-347 гг. до н.э.). Труды – «Государство», «Законы», «Критий», «Полития»: · политика есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми · несовершенные политические формы государства – тимократия, олигархия и демократия. Демократия – главная беда политики · идеальное государство – справедливое правление избранных мудрецов. Цель государства – всеобщее счастье, спасение бессмертной души человека. Власть должна принадлежать философам, т.к. истинное знание и добродетель доступны только этим редким людям. Власть философов – правителей должна быть абсолютной и безусловной. Индивид подчиняется государству. Он вводит строгую иерархию сословий исходя из принципа разделения руда между гражданами общества : а) философы – правители – высший класс, б) стражи и воины, в) ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. Не упоминает в иерархии сословий рабов, т.к. не относит их к свободным гражданам · Платон осуждает крайности бедности и богатства т.к. они подрывают единство государства. Корень общественных противоречий и конфликтов видит в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых · идейный предшественник тоталитаризма: строго контролируемая система образования и воспитания; у подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее; правители тоже не воспользуются ничем из представляемых государством благ; свободные искания истины прекращаются Просматриваемые тоталитарные тенденции в учении Платона не умаляют их разумных основ гражданственности и высокого морального духа.
Аристотель Стагирит(384 -322), Основные труды – «Политика», «Этика», «Афинская политика». С именем Аристотеля связано зарождение политической науки как отдельной дисциплины: · анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая наука. Она должна заниматься государством, и полисом. · государство – естественное образование, для человека естественно стремление к совместному проживанию в рамках какой – либо организации (политическое животное); государство логически первично по отношению к индивиду, поскольку оно представляет активное начало, превращающее возможность в действительность. Цель государства – лучшая жизнь своих граждан. Человек – часть государства, личные интересы подчинены общественному благу. Гражданин – безликая частица единой политической общности, он свободный человек, но свобода понимается только как противоположность рабству. Граждане не рабы, ими никто не владеет, они занимаются только военными, законосовещательными и судебными делами. Сельскохозяйственное и промышленное производство – удел рабов. Глубокого неравенства Аристотель боялся, т.к. оно было причиной возмущений и переворотов. · частная собственность соответствует природе человека, это добродетельное начало, стимул к труду, производству и обогащению; когда граждане богаты – это общее благо государства. Это один из бессмертных тезисов Аристотеля. Защищая частную собственность, Аристотель осуждал корыстолюбие и чрезмерное обогащение. · предлагает типологию форм правления, исходя из количества правящих и выделяя в них правильные и неправильные формы: а) власть одного человека: правильная форма - монархия, построенная на основе закона; неправильная – тирания, не соблюдающая законы; б) власть немногих: правильная форма – аристократия – власть лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц; неправильная – олигархия – беззаконие, господство богатых, полное неравенство; в) власть большинства: неправильная форма – демократия – неустойчивая форма правления; правильная – полития – сочетающая лучшие стороны олигархии и демократии. Древний Рим – Цицерон (196 – 43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель: · государство – согласованное правовое общение; стоял у истоков понимания правового государства. · различал три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия). Наиболее разумная форма правления – смешанная из трех, т.к. «…благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы свободой – народы».
Дата добавления: 2014-04-30; просмотров: 709; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |