Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Этап. Политические учения Средневековья: христианская и исламская политическая мысль

Читайте также:
  1. He является препятствием рас­хождение в отношении ккауза» передачи и получения.
  2. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ КАК НАУКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ.
  3. II. Мотивационный этап.
  4. III. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ОСТРОГО ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
  5. III. Основные политические идеологии современности.
  6. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  7. БИОТЕХНОЛОГИЯ ПОУЧЕНИЯ ВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ
  8. БЛОК № 1 Методика обучения грамматике.
  9. БЛОК № 2 Методика обучения орфографии.
  10. Виды обучения персонала

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

В пределах Римской империи впервые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.

Видный авторитет церкви Августин Блаженный(354 - 430) пишет трактат «О граде Божием», который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену «граду земному» придет «град Божий», где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.

Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

Средневековье характерно следующими политическими процессами:

· создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий

· распад их на раздробленные политические образования

· расцвет сословно-представительных монархий

Особенности политических учений этого этапа:

· безраздельное господство католической церкви в духовной жизни

· политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов

· социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей

· обоснование теологической теории политической власти

Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский(1226 - 1274)в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами:

· признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу

· считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога

· при использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление

· цель государства – сохранение порядка и гражданского мира

· власть монарха должна быть ограничена законами

· с волей народа необходимо считаться

· верховенство церкви над светской властью

Реформация –широкое общественно – политическое движение 16 века в ряде стран западной и центральной Европы, ставившее своей целью преобразование господствовавшей католической церкви.

Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) – немецкий ученый, богослов средневековья, один из крупнейших деятелей Реформации:

· человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе

· отрицал посредническую роль церкви и духовенства между человеком и Богом, провозглашая равенство людей в делах веры

· тезис о двух мирах – духовном и земном

Религия наложила отпечаток и на политико-правовые доктрины ряда философов и ученых Арабского Востока.

Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммедаок. 570–632 гг.) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).

Ислам содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих:

· религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали

· осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих

· Кораном запрещено ростовщичество

· Коран оправдывает социальное и имущественное неравенство, считает законным рабство, порицая ненасытную жадность богачей, осуждает и завистливость бедняков

· Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям

· власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих поведение верующих на правильный путь

· смысл и основа власти осуществление религиозных предписаний, власть – второстепенна и производна по отношению к праву, источник которого – Коран и Сунна

· духовная и светская власти - едины (хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты)

Соотношение религии и философии в исламе обозначил «первый философ арабов» – среднеазиатский тюрк аль-Фараби(870–950 гг.). Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля, в связи с чем еще при жизни ему было присвоено почетное имя «Аристотель Востока», «Второй учитель».

Основные положения учения аль-Фараби:

· истина постигается философией посредством «доказательных рассуждений»

· предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства): в добродетельных городах-государствах общественная жизнь построена на принципах высокой нравственности людей, которые, помогая друг другу, достигают истинного счастья; в добродетельном государстве пять слоев населения: 1) мудрецы и другие достойные лица; 2) люди религии, поэты, музыканты, писцы; 3) счетоводы, геометры, врачи, астрологи и т. п.; 4) воины – ратники, стражники и т. п.; 5) богатые люди, земледельцы, скотоводы, купцы и т. п.; в добродетельном государстве все эти слои населения связаны дружбой, взаимными интересами, справедливым отношением друг к другу; добродетельный город возглавляет философ-правитель, способный познать начала, управляющие природой и обществом, и передать эти знания населению в образно-символической, т.е. религиозной форме

· придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством (общество тот же человеческий организм).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Этап. Политические учения Древнего Востока | Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения

Дата добавления: 2014-04-30; просмотров: 477; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.