Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема2 Психологические теории организационного поведения

Читайте также:
  1. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  2. Аксиомы теории вероятностей
  3. Аксиомы теории вероятностей
  4. Анализ поведения потребителя
  5. Анализ подходов в трактовке причин девиантного поведения.
  6. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.
  7. В элитарной теории демократии нельзя говорить о группах интересов как о субъекте ППР.
  8. Введение в проблему девиантного поведения
  9. Взаимодействие человека и организационного окружения
  10. Виды девиантного поведения

Поведение человека обусловлено как внутренними, так и внешними факторами его жизнедеятельности. А каждый по­ступок человека может быть результатом ответной реакции на воздействие факторов внешней среды (реактивное поведение) или проявлением какого-то внутреннего источника деятельности (активное поведение). И в том, и в другом случае деятельность обусловлена психикой человека, что послужило основой для появления психоаналитического направления, гештальтпсихологии, бихевиоризма, гуманистической психологии, нейролингвистического программирования, онтопсихологии, экономической психологии и ряда других направлений теории организационного поведения.

Психоаналитическое направление исходит из того, что структура личности человека состоит из следующих компонен­тов, выведенных 3. Фрейдом: ОНО, Я и СВЕРХ-Я.

ОНО является источником психической энергии и стремится к непосредственному удовлетворению первичных потребностей

СВЕРХ-Я представляет усвоенные личностью в течение жизни социальные или личностные нормы и задает этические рамки поведения.

Я — ядро личности, находится посередине между гедонистическими1 требованиями ОНО и моралистическими2 запретами СВЕРХ-Я.

Динамическое взаимодействие этих трех элементов выра­жается в бессознательной мотивации, которая, в свою очередь, проявляется в поведении. Я вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия конфликта, это особые формы бессознательной активности, способы психологической защиты. Их несколько:

регрессия — возврат в детство, дающий психическое состо­яние комфорта и защищенности;

рационализация — использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным;

вытеснение —- сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения;

проекция — бессознательный перенос собственных непри­емлемых чувств, желаний, стремлений на другой объект;

 

идентификация — отождествление себя с другим человеком, перенос на него желательных чувств и качеств;

сублимация — переключение инстинктивной энергии на процесс творчества, а также проявление остроумия или любые действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

К психоаналитической школе можно отнести теорию интерперсонального поведения В. Шутца. По его мнению, наряду с биологическими потребностями у человека существуют социальные потребности: включения, контроля и любви. Если биологические потребности регулируют связь человека с физическим окружением, то социальные — связь личности с ее человеческим окружением.

Потребность включения может формировать стереотипы недостаточного социального, гиперсоциального или социального поведения. Потребность в контроле рождает тип поведения, варьирующий от сверхдисциплинированности до отсутствия дисциплины вообще. Потребность в любви -— это потребность нравиться и быть любимым.

Эрих Фромм считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую в момент рождения - физического отторжения его от тела матери. Эта тревога является следствием разъединенности пребывавших в слитном состоянии начал, нарушения первичного комфорта внутри­утробного существования ребенка. Неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром является, по мнению Э. Фромма, одним из основных мотивов поведения человека.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка) зародилась в 1910—1930 гг. в Германии и ввела в оборот поня­тия «гештальт» (форма, структура) -- целостные, не сводимые к сумме частей системные структуры сознания, и инсайт — внезапное понимание сути вещей, озарение. Для человека су­ществует два мира: физический, лежащий за переживаниями, и мир переживаний. Последний рассматривается как реальность физиологическая (процессы в мозге отражают воздействия реального мира) и как психическая (феноменальная), связанные между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однознач­ного соответствия). Самосознание — это динамическое целое, поле, где единицы анализа называются гештальтами.

Решение, принимаемое человеком, является результатом образования гештальтов в «здесь и сейчас» складывающемся психологическом поле. Неправомерно отрицался прошлый опыт человека, его активность, психологические закономерности сво­дились к принципам физиологической работы мозга. Но с этим не согласны бихевиористы, которые утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека.

Бихевиоризм1 — это еще одно направление в психологии, объясняющее поведение человека. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между сти­мулом и реакцией.

В свое время бихевиоризм был подвергнут критике в связи с тем, что он: • заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного, — внутреннего мира ,т.е. сознания, чувственных состояний, душевных переживаний; трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека до уровня автомата, робота, марионетки; опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями; не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека; не может объяснить ярких творческих достижений в науке и искусстве; опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается сходными чертами человека и животных; неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие; недостаточное внимание уделяет индивидуально-психоогическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному набору действий; игнорирует категории морали и нравственности; антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты «хороши для концлагеря», а не для цивилизованного общества.

Новая волна бихевиоризма (необихевиоризм) была ориентирована на научное объяснение поведения в части промежу­точных процессов и факторов, действующих между стимулом и реакцией. Так, Кларк Халл создал всеобъемлющую систематическую теорию научения, в которой он рассматривал поведение как комплексный продукт механизмов научения и 0мотивации и образование привычек в качестве результата вознаграждения. Посредством механизма научения приобретается весь спектр наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят.

В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован ряд законов, принципов, факторов, которые его определяют или на него влияют. Научение представляют как формирование ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его.

Сущность когнитивистского подхода, рассматривающего научение как процесс установления связи между когнитивными сигналами внешней среды и ожиданием, заключается в попытке объяснить поведение при помощи описания преимуще­ственно познавательных процессов, характерных для человека. В прямую противоположность бихевиористам когнитивисты обращаются не к поведению, а к психической деятельности, к структурам психической жизни. Общая линия связи между этим процессом и поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире своеобразно им интер­претируются, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, установки, которые и выступают ре­гуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов и понятий. Первым шагом регуляции поведения является отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явлений, т.е. соотнесение его с определенной категорией.

Теория когнитивного диссонанса была создана в 1957 г. американским психологом Л. Фестингером, который заметил, что люди стремятся к некоторой согласованности знаний о мире и самих себя как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то он стремится это как-то объяснить и, скорее всего, представить как согласованность, непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когниивной согласованности.

Гуманистическая психология представлена многочисленны­ми моделями, хотя основные общие принципы сформулированы А. Маслоу. Это следующие принципы: • личность уникальна, неповторима, системна, и изучать ее нужно в комплексе, а не только в отдельных проявлениях; исследования животных нерелевантны (непригодны)понимания человека; на поведение человека его внутренний мир влияет сильнее чем внешний, поэтому и заслуживает не меньшего внимания; человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а агрессия, насилие проявляются под воздействием внешней среды; наиболее универсальная человеческая характеристика —креативность, которая может быть утрачена под воздействием среды; основное внимание должно быть уделено здоровым личностям, поскольку, чтобы анализировать болезнь, нужно знать что такое норма, здоровье; в природе человека заложено стремление к постоянному саморазвитию, к творчеству, это главное в личности, поэтому анализ устремлений не менее важен, чем прошлое человека; любое воздействие на личность, в том числе психотерапевтическое, воспитательное, должно быть непрямым, косвенным. Терапевт должен сопереживать пациенту, выступать в качестве второго Я, а ответственность за решение и его последствия лежит на самом пациенте, он должен понять ситуацию и принять решение.

Факторами развития А. Маслоу считал потребности, направленные в конечном счете на реализацию своего потенциала.

Экономико-психологические теории поведения (психология потребления, психология накопления, психология занятости и т.д.) исследуют практические причины несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на которых строится его модель.

При нерациональном поведении человек должен был бы исключаться из расчетов экономистов как аномалия. Но для психологов рациональное рассуждение и расчет только один из моментов процесса принятия решения, поскольку на него влияют и различные иррациональные моменты: психологические стереотипы, привычки и эмоции. Например, удовольствие поторговаться может рассматриваться как ритуал, существенно влияющий на окончательную цену.

Нейролингвистическое программирование (НЛП), представ­ляет собой комплекс моделей, техник и операционных принци­пов, применяемых в подходе к личностному развитию посред­ством моделирования эффективных стратегий поведения.

Совокупность принципов следующая:

• мир, который мы воспринимаем, не то же самое, что объективно существующий мир, а всего лишь его модель;

• в каждый момент времени человек совершает лучший выбор из доступных ему при выборе;

• разум и тело — элементы единой кибернетической системы. Изменение в одной части влечет изменение в другой;

• модели мира разных людей могут в корне различаться.
Модель мира каждого человека уникальна, и все субъективные
модели одинаково верны (или неверны);

• смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает;

• за любым поведением стоит исходно позитивное намерение;

• Вселенная — сфера дружественная и изобильная ресурсами;

• у людей уже есть все необходимые им ресурсы для удовлетворения их намерений;

• нет неудач, есть только обратная связь;

• человек не тождествен его поведению.

НЛП основано на том, что сознание, тело и язык индиви­дуума определяют картину его мировосприятия, и это воспри­ятие (следовательно, и поведение) меняется в ходе жизни по мере обретения человеком нового опыта; восприятие также его можно изменить намеренно с помощью реструктуризации лич­ного опыта посредством разных техник. Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии и гештальт-терапии.

НЛП используется для обретения и применения эффектив­ных способов изменения своего поведения и мировосприятия в целом.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Раздел 1 ПОХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ | Тема 3. Социологические теории поведения

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 516; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.