Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
В предыдущей лекции говорилось о том, что движение и развитие являются основными характеристиками бытия. Динамика бытия теоретически осмысливается в рамках современной научной картины мира в виде принципа глобального эволюционизма, являющегося фундаментальной составляющей данной картины мира. Концепция глобального эволюционизма сложилась и получила достаточно широкое признание в философии и науке в последней трети 20 в. Согласно данной концепции, все природные и социальные объекты рассматриваются как эволюционирующие, развивающиеся во времени. Процесс становления данной концепции имеет длительную историю. Долгое время в философии и науке господствовал метафизический подход в понимании сущности бытия. Согласно ему, все природные и социальные объекты рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития, а изменения, происходящие в мире, как имеющие преимущественно количественный характер. Основными этапами формирования парадигмы глобального эволюционизма являются: 1) развитие идеи динамизма в философских учениях диалектики; 2) разработка эволюционных представлений в различных научных дисциплинах; 3) формирование концепции глобального эволюционизма в современной философии и науке.
Диалектика как философская теория развития. Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Сам термин «диалектика» возникает в античности. Первоначально им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в философию древнегреческий мыслитель Сократ). Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание тех или иных явлений. Данное понимание диалектики сохраняется в философии вплоть до 19 в. В осмыслении процессов природной и социальной действительности господствовал вышеупомянутый метафизический подход. Немецкая классическая философия (конец 18 – первая половина 19 вв.) предложила вторую историческую форму диалектики. Наибольший вклад в ее формирование внес Г.В.Ф. Гегель. Он в своем трехтомном произведении «Энциклопедия философских наук» впервые в истории философии представил весь природный, социальный и духовный мир в виде процесса, в непрерывном движении, изменении и развитии. Таким образом, диалектика стала рассматриваться как универсальная теория развития, которая противопоставлялась метафизике. У Г.В.Ф. Гегеля диалектика носила идеалистический характер: основой развития выступает Абсолютная идея (некое мировое духовное первоначало, Бог в философском понимании). Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании. В ходе самопознания она порождает природу, а затем и человеческое общество с его культурой, в которых проявляются динамичные законы, присущие Абсолютной идее. Таким образом, основой гегелевской концепции является принцип тождества бытия и мышления, согласно которому природа, общество, культура – это различные формы проявления Абсолютной идеи. Г.В.Ф. Гегель сформулировал и обосновал основные принципы, законы и категории диалектики, показал их внутреннюю взаимосвязь. Он утверждал, что развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления. Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления. В результате с первой половины 19 в. понятиедиалектикавыступает как такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. В неклассической философии существуют различные подходы, в рамках которых по-разному оценивается гегелевская теория диалектики. С одной стороны, такие философские течения как позитивизм, аналитическая философия отрицают значимость концепции диалектики как чисто абстрактной, оторванной от реальности теории. С другой стороны, в рамках ряда философских направлений происходит переосмысление гегелевской теории диалектики и создание на основе ее принципов, законов и категорий альтернативных концепций диалектики: - материалистическая диалектика (марксизм): весь мир рассматривается в качестве процесса взаимосвязанных изменений, источником чего являются принципы и законы, внутренне присущие материи; - экзистенциальная диалектика (экзистенциализм): диалектика рассматривается в первую очередь как способ анализа структуры человеческого сознания, для которого характерны внутренняя противоречивость, неустойчивость, изменчивость; - негативная диалектика (неомарксизм – Франкфуртская школа): диалектика рассматривается прежде всего как метод критического мышления, направленного на отрицание существующих форм социального и культурного порядка и связанных с ним понятий и категорий.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 539; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |