Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Средства показа экскурсионных объектов

Читайте также:
  1. I. По абсолютным показателям
  2. II. По относительным показателям
  3. Inhonestum visum est vinculo poenae matrimonia obstringi (D. 45.1. 134. pr.). - Показалось недобропорядочным связывать брак узами неустойки.
  4. Аварийно-спасательные средства.
  5. Алгоритм описания многолетней динамики заболеваемости (распределение годовых показателей заболеваемости)
  6. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости
  7. Анализ динамики и структуры показателей прибыли
  8. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства, интенсивности и эффективности их использования.
  9. Анализ обеспеченности производств основными средствами
  10. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости

Жесты в экскурсии используются для более выразительного и направленного показа.

Под жестомпонимается телодвижение, сопровождающее или заменяющее речь. Каждый экскурсовод должен знать основные принципы и законы жестикуляции. Все сопутствующие речевой деятельности жесты различаются по степени связанности их с речью. Одни не существуют отдельно от речи, другие могут быть оторваны от высказывания, но вне его теряют смысл (кивок головой), третьи употребляются независимо от речи.

Значительную группу составляют жесты, вырабатывающиеся произвольно. Они носят название неусловных и бывают: указывающие, показывающие (передающие), проявления эмоций, подчеркивающие и ритмические.

Следует указать два вида жестов, нежелательных для экскурсовода. Жесты-паразитыэто частое поправление волос на голове или очков, почесывание затылка, неуместное постукивание пальцами и др. Встречаются и неоправданно грубые, несдержанные жесты, слишком явно выдающие неудовольствие экскурсовода по тому или иному поводу. Эти жесты – наглядное свидетельство беспомощности экскурсовода, его неумение настроить экскурсантов на восприятие материала.

Экскурсоводческий жест должен подчеркивать выразительность нужной фразы, быть эмоционально-смысловым движением, способным выразить чувства, переживания.

Жесты экскурсовода имеют ту существенную особенность, что употребляются в определенной материальной ситуации. Под наличием подобной ситуации понимается вся совокупность экскурсионных объектов, на которые необходимо своевременно и точно направить внимание экскурсантов.

Жест экскурсовода должен быть красиво исполнен. Под эстетикой жеста следует понимать красоту, художественность, осмысленность жестикуляции. Неосмысленная жестикуляция сопровождает сумбурную, непонятную и быструю речь. Экскурсоводческий жест воздействует на слушателей двояко. С одной стороны, он безошибочно организует экскурсантов, направляя их внимание на объект, а с другой, функционально выступает средством эмоционального воздействия на экскурсантов.

Жест также тесно связан с интонацией.

В зависимости от значения жестов как элемента показа экскурсионных объектов выделяют семь групп жестов .

Первую группу образуют наиболее часто применяемые жесты, носящие указательный характер.При указательном жесте первостепенная роль отводится руке. Особенно велико значение пальцев. Ими не только делят, считают, запрещают, ими указывают. Форма движения указательного жеста может быть прямой, дугообразной, ломаной. В прямом движении выражаются решимость, жизненная энергия, возбужденность; в дугообразном и ломаном − мягкость, податливость, нерешительность. Каждая из этих форм осуществляется в разных направлениях: снизу вверх, сверху вниз, слева направо и справа налево. Формы движения могут производиться всей рукой или только указательным пальцем в зависимости от важности предмета, того или иного экскурсионного объекта.

Во вторую группу следует включить иллюстративные жесты. Такими жестами следует определять размер, форму, высоту, т.е. внешние характерные признаки предметов. Они тесным образом связаны с речью и служат ее дополнением. Возможны различные комбинации пальцев, кисти, правой и левой рук.

Третью группу образуют подчеркивающие (пространственные)жесты,дающие наглядное представление о размерах экскурсионных объектов, которые осматривают экскурсанты. Эти жесты могут быть эффективно использованы на смотровой площадке при общем знакомстве экскурсантов с городом.

В четвертую группу входят реконструирующие жесты.Их основная задача помочь экскурсантам зрительно представить несохранившиеся участки. Экскурсовод должен уметь вызвать этим жестом у экскурсантов нужные ассоциации, помочь зрительно восстановить недостающие детали. Реконструирующий жест соединяет элементы указательного, подчеркивающего и иллюстративного жестов.

В пятую группу входят побудительные жесты. Они должны способствовать правильному размещению группы у незнакомого ей экскурсионного объекта, приглашать экскурсантов совершить переход от одного объекта к другому для его осмотра; такими жестами экскурсоводы просят туристов покинуть автобус или, наоборот, занять места в машине.

Шестую группу образуют наглядныежесты. Они используются экскурсоводом, когда демонстрируются всевозможные фотографии, карты, схемы, иллюстрации. Недопустимо, чтобы экскурсовод сам рассматривал пособие при его показе − может сложиться впечатление, что он плохо знаком с материалом. Нельзя держать руку с пособиями слишком близко к груди. Напротив, достаточно высоко поднятая рука (приблизительно на уровне головы) будет говорить об уверенности экскурсовода.

В последнюю, седьмую группу следует включить эмоциональные жесты,т.е. такие, которые выражают эмоции экскурсовода, его психологическое состояние в момент проведения экскурсии. Сюда же относятся те жесты, которые принадлежат к культурной модели поведения экскурсовода, характеризующие его как индивидуальность, отражающие манеру жестикуляции, лично ему присущую. Жесты косвенно влияют на эмоциональное состояние экскурсантов. Экскурсоводу следует развивать способность сознательного применения жестов при использовании различных методических приемов показа.

Таким образом, методические приемы показа разнообразны. Их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов экскурсионного показа.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Методические приемы показа | Значение рассказа в экскурсии

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 544; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.