Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Особенности предпринимательской деятельности

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. II ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ВЫГОРОДКАХ.
  3. III ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА СЦЕНЕ.
  4. III. Особенности гериатрического пациента.
  5. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  6. V. Особенности охраны груза, перевозимого воздушным транспортом
  7. V. Особенности риторики в России Нового времени
  8. V. Развитие игровой деятельности
  9. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  10. VI. Особенности смены сезонов в экваториальной зоне и за полярными кругами

а) Сфера промышленности и финансов

Во второй половине XIX в. предпринимательская деятель­ность из сферы торговли перемешается в сферу промышленности и финансов. В торговле сохраняются те тенденции, которые про­явили себя уже в начале XIX в. Ярмарочная развозная и разнос­ная торговля еще сохраняет свое значение, но главную роль уже играет стационарная торговля - в магазинах, лавках. Деятель­ность купцов и их доход становятся более стабильными, сами купцы превращаются в организаторов торговли, нанимают про­давцов товара, приказчиков. Через российские ярмарки в I860 г. проходило товара на 360 миллионов рублей, в 1863 г. - 460 мил­лионов рублей. Нижегородская ярмарка оставалась самой круп­ной, в 1860 г. ее оборот составлял 105 миллионов рублей, а в 1881 г. - 246 миллионов рублей. К концу 80-х гг. удельный вес ярмарочной торговли значительно понижается, уступая место более совершенным формам торговли. Неизмеримо возрастает роль Москвы как общероссийского торгового центра. После 1881 г. на Нижегородской ярмарке торговый оборот стал сокра­щаться: в 1883 г. он составлял 201 миллион рублей, а в 1907 г. -130 миллионов рублей. Основной продукцией были мануфактура, железо, чай. К концу XIX века, с развитием железнодорожных путей, производители нашли более удобным отправлять заготов­ленный товар с места производства прямо на место спроса.

Эта новая система связи производителей и потребителей и рост внутреннего рынка увеличивали размах операций торгов­цев-оптовиков Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Самары. Складывались более эффективные формы торговли. Ушли с ярмарки железо, чай - продажа переместилась в Москву. Моск­ва стала центром и мануфактурной торговли. Сюда съезжались крупные провинциальные торговцы для закупки текстильных изделий (весной и осенью), Экономическая жизнь, чувствуя свою зависимость от административной власти, перемещалась к ней поближе, так как все равно все вопросы приходилось ре­шать в столицах. Торговля несколько изменяется в том отно­шении, что начинает ощущать все большее влияние промышленности и банков. Например, на ярмарках вместо нескольких ярмарочных скупщиков-монополистов, специализирующихся на железе, мануфактуре, чае и других товарах, появляются крупные местные торговцы, пользующиеся кредитом ком­мерческих банков и крупной промышленности.

 

б) Втягивание в предпринимательскую деятельность всех сословий

Во второй половине XIX в. купечество и почетные граждане Учитывались в количестве 600 тысяч человек. В эту прослойку входили энергичные торговцы и предприниматели, циничные дельцы и просвещенные меценаты. К 1890 г. сословная обособ­ленность купечества в значительной части утратила свое реаль­ное значение, стала анахронизмом. Но для крестьян и мещан некоторые льготы, данные "торговому сословию", продолжали сохранять существенное значение. Это - освобождение от те­лесных наказаний, право на свободу передвижения, так как не нужно было каждый раз получать увольнительные свидетельст­ва сельского или мещанского обществ, обладание бессрочными паспортными книжками. Но купцы еще менее, чем представи­тели других сфер предпринимательской деятельности, имели возможности оказать воздействие на правовой процесс приня­тия решений в сфере торговли.

После реформ 60-х гг. в сферу предпринимательства втяги­ваются все сословия, поэтому сведения именно о буржуазии, купцах весьма относительны. Купеческая управа учитывала не купцов, а их капиталы. По данным переписей в Москве име­лось в 1832 г. 13942 лица купеческого звания, в 1871 г. - 29222, в 1882 г. - 22916, 1897 г. - 19491. Сокращение лиц купеческого звания было связано не с уменьшением числа предпринимате­лей, а с другими причинами. Прежде всего это указывает на остающуюся непрестижность торгового звания и в обществен­ной системе, и в общественном мнении. Многие крупные куп­цы переходили в почетные граждане, с 1882 г. по 1897 г. их ко­личество увеличилось с 9223 человек до 1503 человек. Но сокращение купеческого сословия происходило и по другим причинам. Среди купцов III гильдии были такие, кто не зани­мался купеческой деятельностью, а записывался в купцы, соби­рая последние деньги, чтобы избежать рекрутской повинности. Упразднение в 1663 г. III гильдии имело своей целью укрепить купечество, очистив его от посторонних элементов. В результа­те реформы 1874 г. и принятия закона о всеобщей воинской повинности, отменившего освобождение от военной службы, часть купцов II гильдии фактически порывает сословные свя­зи. Купцы и сами отходили от торгово-промышленной деятель­ности, и своих детей готовили к другому поприщу. В Фонде Московской купеческой управы сохранилось значительное ко­личество дел с прошениями об увольнении детей купцов II ги­льдии из купеческого оклада: "для поступления на военную службу", для занятий "по ученой части" (в гимназии, универ ситете, институте), для определения на государственную службу. В пореформенное время увеличивается количество "коллек­тивных" купцов I гильдии. Владельцы крупнейших коммер­ческих банков и торгово-промышленных предприятий оформля­ют свидетельства I гильдии не на себя лично, а на предприятия. В Москве таких свидетельств было выдано сколе 60, включая 4 московских банка. Владельцы крупнейших мануфактур (Моро­зовы, Прохоровы, Кнопы и другие) персонально не значатся в списках московских купцов I гильдии. Иногда под одной вывес­кой действовало несколько крупных предпринимателей.

На отсутствие преемственности купеческих фамилий указы­вает тот факт, что в 1873 г. менее половины московского первогильдейского купечества принадлежало к этому сословию до реформы, а большая часть его приписалась к гильдии уже в пореформенные годы (из них 10 дворян, 8 крестьян, 60 ино­странных подданных). Вообще количество выходцев из "благо­родных" сословий - дворян, офицеров, чиновников - в капи­талах I гильдии не увеличивалось, а уменьшалось после реформ 1660-х гг. В 1370 г. их было 4,8 %, а в 1696 г. - 1,9 %. Потомст­венных дворян среди них было совсем немного. Количест­венный состав и его изменения в среде московских купцов по­зволяют сделать следующие выводы. Прежде всего в состав ку­печества рекрутировались представители всех сословий, но больше всего возможностей торговая деятельность представляла именно низам, которые не имели первоначального капитала и зарабатывали его на торговле. Самые предприимчивые из них считали купеческую деятельность из-за нестабильности ку­печеского капитала и непрестижности торговой деятельности промежуточным этапом. Продолжая заниматься бизнесом, куп­цы вкладывали более легковесный торговый капитал в про­мышленность или финансовое дело. Другие при помощи нако­пленных средств стремились стать именитыми гражданами или перейти в одно из более уважаемых сословий - дворянство, чиновничество, офицерство, потом интеллигенцию.

Самодержавие поддерживало предпринимателей, можно ска­зать, даже насаждало не только промышленность, но и торгов­лю, давало правовые привилегии лучшим купцам - возмож­ность "одворяниться", получить орден. Но промышленность и торговля по-прежнему рассматривались властью не как само­стоятельная отрасль, а утилитарно, с точки зрения государст­венных финансов и их пополнения за счет буржуазии. Поэтому связь с казной, как и в прежние времена, была и очень выгод­ной, и довольно опасной. Изменение интересов государства могло ежечасно разорить самого богатого купца, самую знат­ную фамилию. Это тоже предопределяло неустойчивость ку­печеских капиталов и не способствовало преемственности ку­печеских родов.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Экономика России в годы Первой мировой войны | Увеличение предпринимательского сословия, купеческие династии

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 304; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.