Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Итоговый контроль

Читайте также:
  1. II. РЕКОМАНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  2. VI. КОНТРОЛЬ
  3. Арматура, контрольно измерительные приборы и предохранительные устройства.
  4. БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ за инкубацией.
  5. Валютное регулирование и валютный контроль
  6. Валютный контроль в неторговом обороте
  7. Валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.
  8. Виды и формы контрольно-ревизионной работы.
  9. Виды контрольно-кассовых машин
  10. Внутренний и внешний государственный финансовый контроль

 

1. Назовите авторов философских произведений

«Бунтующий человек» О.Шпенглер
«О граде Божьем» Ф.Бэкон
«Критика чистого разума» К. Александрийский
«Или - или» К.Маркс
«Нищета философии» А.Камю
«Строматы» Ж.Ламетри
«Новый Органон» Г.Лейбниц
«Человек – машина» Августин Аврелий
«Монадология» И.Кант
«Закат Европы» С.Кьеркегор

 

 

Столп и утверждение истины Э.Фромм
Архетип и символ Ф.Энгельс
Об общественном договоре Фома Аквинский
Я и Оно Платон
Философия общего дела В.Соловьев
Три разговора К.Юнг
Быть и иметь П.Флоренский
Пир Ж.Ж.Руссо
Диалектика природы Н.Федоров
Сумма теологий З.Фред

 

2. Определите понятия, которые были обоснованы следующими философами

Атом И.Кант
Опытная наука М.Ломоносов
Категорический императив Г.Гегель
Корпускула Р.Бэкон
Пессимизм Демокрит
Абсолютная идея П.Савицкий
Нус А.Шопенгауэр
Византизм Е.Блаватская
Теософия К.Леонтьев
Евразийство Анаксагор

 

3. Какие философы употребляли в своих трудах указанные высказывания

Новая Атлантида Николай Кузанский
Быть – быть воспринимаемым Аристотель
Знание о незнинии Томмазо Кампанелла
Пятый элемент Анаксимандр
Великий Левиофан Дж.Локк
Общая религия Ф.Бэкон
Поликратикус Дж. Беркли
Табула раза (чистая доска) Маселино Фичино
Город Солнца Иоанн из Солсбери
Апейрон Томас Гоббс

 

Словарь философских терминов

 

Абсолют — 1) духовное первоначало бытия — единое, бесконечное, вечное; 2) основная категория в философии Шеллинга, означаю­щая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущно­сти.

Абсолютная идея - основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в ко­торой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного про­странством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действи­тельности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно от­ражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событи­ях.

Абсолютизм — политический режим, характерный для абсолют­ной монархии, при котором политическая власть принадлежит одному человеку — монарху (королю, царю, султану и т.д.).

Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственное™ истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.

Авидья — в индийской философии незнание, невежество, заблуж­дение относительно важнейших духовных истин.

Автономная воля - категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, тра­диций, ценностей и т.п.

Авторитаризм — политический режим, при котором власть кон­центрируется в руках одного человека или группы лиц и сопровожда­ется ограничением прав и свобод социальных и политических институ­тов или общества в целом.

Агностик — приверженец агностицизма.

Агностицизм (греч. agnostos - непознаваемый) — гносеологическая концепция, отрицающая (пол­ностью или частично) возможность объективного познания мира чело­веком; учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей., не может иметь достоверное знание о них.

Адживика — одна из школ древней индийской философии, тяго­теющая к фатализму и не признающая авторитета Вед.

Адл — «справедливость» — этическое понятие в исламе и ислам­ской философии. Согласно исламу, адл есть одно из естественных ка­честв Аллаха; а также качество, которое должен воспитывать в себе человек.

Аксиома — исходное положение теории, принимаемое без логиче­ского доказательства.

Аксиология - учение о ценностях.

Аль-инсан аль-камил — суфийское понятие, обозначающее Со­вершенного Человека. В определённом смысле соответствует индуист­скому термину дживан-мукта, буддийскому — бодхисаттва, христиан­скому — богочеловек.

Анализ — процедура мысленного (логического) и реального рас­членения предмета на части (признаки, свойства, отношения). Обрат­ная процедура — синтез.

Анархизм — социально-политическая теория и течение, отрицаю­щее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического инсти­тута.

Аннигиляция (от позднелатинского annihilatio - уничтожение, ис­чезновение) - один из видов превращения частиц при столкнове­нии частицы с античастицей, когда они обе исчезают, превращаясь в другие формы материи. Эти процессы лимитируются законами сохранения.

Антиномия — столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты; противоречащие друг другу суждения.

Антитезис - противоположное тезису положение.

Антропология — учение о человеке.

Антропоморфизм — наделение предметов (животных, явлений, природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку

Антропоцентризм — 1) мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек; 2) мировоззрение, оценивающее мир через че­ловека, полагая его главной ценностью мироздания.

Апейрон - первоначало (Анаксимандр) - это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Апологетика - сочинения ранних христианских философов и бо­гословов, направленные на защиту христианского учения от язы­чества.

Апория — логическое затруднение, противоречие, проблема.

Апостериорный - существующий после опыта, за его пределами.

Априорный - существующий до всякого опыта, врожденный.

Априорные формы чувственного содержания - объекты позна­ния, которые человек застает при рождении. В философии Канта это - пространство и время.

Аскетизм - умерщвление плоти для возрастания духа.

Атеизм — система философских убеждений, отрицающая существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.

Атман — понятие индийской философии, означает высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой — тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский — некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: личностный — высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципa. Атман (Джив-Атма) — Высший Бог, находящийся в глубинах психического мира каждого человека.

Атом (от греческого atomos - неделимый) - материальная неделимая частица, первооснова мира, при­чина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпи­кур); понятие для обозначе­ния мельчайшей, неделимой частицы вещества, которая вплоть до конца XIX века рассматривалась в качестве «строительного мате­риала всех вещей». В современной науке мельчайшая частица хи­мического элемента, сохраняющая его свойства; состоит из поло­жительно заряженного ядра и электронной оболочки.

Атрибут — существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бог — в религиозных учениях высшее духовное сверхъестественное Существо.

Богопознание - процесс постижения человеком бога как высшей истины и ценности бытия.

Богочеловечество - категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с богом, высшего нравственного духа , всеобщей любви и братства между народами.

Брахман — понятие индийской философии, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание. Для обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин — Пара - Брахма (Парабраман).

Буддизм — этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель— принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда).

Бытие — все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Бюрократия — социальный слой, выполняющий функции управления в обществе.

Вайшешика — одна из школ ортодоксальной индийской философии.

Веданта — одна из самых крупных индийских философских школ ортодоксального направления.

Веды — наиболее древние (из всех известных) индийские религиозные писания: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. К Ведам примыкают брахманы, араньяки, упанишады — собрания различных комментариев.

Bepа, надежда, любовь - понятия в христианской философии, яв­ляющиеся выражением в области чувств традиционных высших морально-ценностных идеалов мировых религий - Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с богом и людьми, наде­жда показывает устремленность человека и общества к новому со­стоянию, любовь означает синтезирующую способность материи.

Верификация — процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения.

«Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показы­вающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.

Вещь для нас - в философии И. Канта явление, которое воспри­нимает человек и которое может быть им познано.

Вещество - вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя.

Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.

Время- 1) как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных процессов протекать, обла­дать длительностью и развиваться по этапам и стадиям. Время имеет одно измерение, поэтому все тела развиваются только в одном направлении - от прошлого к будущему. Оно необрати­мо, движется только вперед.

2) всеобщая форма бытия материи, выражающая длитель­ность бытия и последовательность смены состояний всех матери­альных систем в мире.

Всеединство - категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной.

Геоцентризм - система взглядов, считающая Землю центром все­ленной.

Гуманизм (от лат. Humanus) — I) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Европе в период раннего Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее куль­турное и нравственное развитие человеческих способностей в со­четании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выра­жающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливо­сти и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и спо­собностей человека.

Дao (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состоя­ние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Даосизм — одно из направлений древней китайской философии, древняя китайская религия. Основатель — мудрец Лао-цзы.

Дискретный — разделенный, прерывный.

Дискриминация — подавление, ущемление в правах, притеснение определённых социальных групп со стороны власти (правящей элиты).

Диссидент — в широком смысле инакомыслящий человек, не раз­деляющий господствующие политические (или иные) взгляды и откры­то отстаивающий свои убеждения.

Дифференциация — разделение, расчленение в процессе разви­тия.

Догма — положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Доктрина — систематизированные представления, учение, кон­цепция.

Дух — в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу (субстанции).

Душа — в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.

Дхарма — одно из основных этических понятий индийской фило­софии — моральный закон, долг, духовное учение (существуют и дру­гие значения).

Дэ — понятие китайской философии, во многом близкое понятию «дао». В «Дао дэ цзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармли­вает (их)». Дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступ­ное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В дао­сизме человек с «высшим дэ» — это совершенномудрый человек

Дедукция - логический вывод от общего к частному.

Движение — 1) всякое изменение и взаимодействие форм материи; способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменение вообще» /Ф. Энгельс/

Деизм — представление о Боге, согласно которому Бог творит творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.

Демoкpaтия—дословно «власть народа»; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным

Деспотизм — форма неограниченной власти, для которой характерны произвол и беззаконие относительно членов общества и его социальных институтов.

Детерминизм — учение о закономерности и обусловленности явлений мира.

Джайнизм — древнее индийское неортодоксальное религиозно-философское учение крайне аскетического толка. Основатель — мудрец Махавира.

Диалектика – 1) первоначально: искусство вести спор, беседу; 2)учение о развитии; учение о наиболее общих зако­номерных связях в становлении, развитии бытия и познания. В основе лежит учение о единстве противо­положностей

Дуалисты - философы, считавшие, что в основе бытия существу­ют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Ересь — отклонение от общепринятого (ортодоксального) понима­ния тех или иных религиозных вопросов.

Жэнь — основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гу­манность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти по-стоянств», которым должен обладать совершенный человек.

Закон - внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.

 

Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Г. В. Ф. Гегеля сфор­мулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

Западники — течение в русской мысли середины XIX века, счи­тавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропей­скому сценарию.

И — понятие китайской философии, означающее «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собст­венной воле, в силу своей добродетели.

Идеализм — общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).

Идеализм объективный - форма идеализма, направление, пред­ставители которого утверждают первичность всеобщего, мирово­го, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный - направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Идеология — сложное духовое образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

Иммиграция — перемещение людей в конкретное общество извне.

Императив — 1)требование, закон, приказ; 2) правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.

Империя — монархическое государство (объединение колониальных стран), единовластно управляемое одним правителем (императором).

Инволюция — плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности. Один из типов развития.

Индукция — логический метод вывода умозаключений от «частно­го» к «общему».

Интенция — направленность сознания (мышления) на определен­ный объект.

Интуитивизм — гносеологическая концепция, признающая интуи­цию единственным или важнейшим источником достоверного позна­ния; одно из направлений философской мысли.

Интуиция — иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Инь-ян — парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма — свет, покой — движение, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.

Иррациональный — в широком смысле находящийся за предела­ми разума, не связанный с разумом.

Исихазм — одно из течений в восточном мистическом христианстве (Византия, Русь), признающее молитвенную медитацию («умное дела­ние») главным средством духовного совершенствования.

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий. Основа­на пороком Мухаммедом в VII веке на Аравийском полуострове.

Истина — 1) знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту; 2) адекватное отражение объекта по­знающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Иттихад — термин арабо-мусульмапской философии, означа­ет — «слияние» или «соединение» (человеческой души с Аллахом). В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божественной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле.

Ишрак — учение о мистическом озарений в арабской философии. Характерно для суфизма.

Йога — 1) одна из школ ортодоксальном индийском философии, уделяющая основное внимание практике психического развития; 2) метод развития духовной сущности человека и объединении личного сознания с Космическим Сознанием.

Каббала — мистико-философское течение в иудаизме.

Калам — рациональное исламское богословие. Приверженцы ка­лама — мутакаллимы — использовали рациональные методы r толко­вании и обосновании как важнейших догматов ислама, так и религиоз­но-философских вопросов.

Капитализм — историческая форма развития общества; обще­ственно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наёмных работ­ников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными от­ношениями.

Карма — в индуизме и индийской философии закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских уче­ниях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настига­ют последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма опре­деляет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Картезианство - совокупность взглядов Декарта и его последова­телей.

Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например: возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п.

Категорический императив - правило, требующее обязательного

Качество - существенная определенность объекта, благодаря ко­торой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто, отграниченное от других объектов, и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.

Киники — последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к «естественному» образу жизни.

Коммунизм — 1) идеология, провозглашающая социальное равен­ство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; об­щественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы и ценности коммунистической идеологии.

Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Конвенция — международное соглашение (договор).

Консенсус — согласие, согласованность, общее понимание и оценка тех или иных вопросов.

Консерватизм — идеология, социально-политическое течение, на­правленное на сохранение традиционных форм общественного устрой­ства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ и инноваций.

Консолидация — объединение, сплочение, интеграция.

Конституция — основной закон государства, отражающий и нор­мативно закрепляющий основные политические, экономические, соци­альные, религиозные принципы существования данного государства и общества.

Континуум — в широком смысле нечто непрерывное, единое.

Конфликт — острое столкновение интересов, форма социального противоречия.

Конформизм — приспособленчество, соглашательство с сущест­вующим мнением или порядком вещей.

Конфуцианство — одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Концепция — 1) способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов; 2) основополагающая мысль, концентрация содержа­ния, основная точка зрения.

Коран — Священное Писание в исламе.

Космогония — одна из астрономических наук, в которой изучается происхождение космических объектов, учение о вселенной (космосе) как целом и ее составных частях.

Космос — 1) в античной философии — упорядоченное, организован­ное, конечное бытие как противоположность хаосу — бытию неорга­низованному и бесконечному; 2) в современной науке и филосо­фии — мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Космоцентризм — специфическая черта античной философии (особенно раннем), основная проблематика которой была связана с космосом.

Креационизм — религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.

Культ личности — необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тота­литарной) власти.

Легальный — узаконенный, разрешенный законом.

Легизм — одна из школ древней китайской философии, уделяю­щая основное внимание проблемам государственного устройства и правового обеспечения власти.

Легитимный — признанный (в своих правах, полномочиях, вла­сти) обществом или социальной группой.

Ли — понятие китайской философии, означающее «ритуал», «це­ремония >•, «этикет». Ли — это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.

Либерализм — идеология, социально-политическое течение, на­правленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демо кратии, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, плавных реформ и рыночной экономики.

Либидо — термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.

Логика — учение о законах рационального мышления.

Лока — термин индийской философии, означает «область», «место», «сфера», «мир». В индийской метафизике упоминаются раз­личные по количеству системы лок (миров или сфер) — три локи, семь лок, четырнадцать лок и т.д. С помощью этого понятия выража­ется представление о существовании множества миров — материаль­ного земного и духовных надземных.

Локаята — материалистическая философская школа Древней Ин­дии.

Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изме­нения социальной действительности, поскольку она является нрав-сгвешаи* чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» ««ТЫ».

Магия — религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определен­ных обрядов и ритуалов.

Майя — термин индуизма и индийской философии, означает ил­люзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обо­значения материального бытия, которое считается объективно воспри­нимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реально­стью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).

Маргиналы — представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устой­чивых социальных групп или доминирующих культур.

Марксизм — философское и социально-экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса (XIX в.), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В.И. Ленином и получило широкое распро­странение в мире.

Материализм — общее название философских учений, признаю­щих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

Материя (от латинского materia - вещество) — 1)объективная реальность, существующая вне челове­ческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи); 2) «философская кате­гория для обозначения объективной реальности,, которая дана че­ловеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них». /В-И. Ленин./.

Махатма — дословно «Великая Душа». Духовный титул выдающих­ся подвижников, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической традиции Махатмами принято называть Великих Учителей Шамбалы — сверхче­ловеческих духовных индивидуальностей, намного опередивших основ­ную массу земного человечества по развитию.

Махаяна — одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения для широких масс мирян.

Медитация — концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустоте (ментальное безмолвие).

Менталитет — в широком смысле образ мыслей, устойчивое пред­ставление о чём-либо.

Метафизика — 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположный диалектике.

Метемпсихоз — «переодушевление» — понятие древней грече­ской философии, тождественное терминам «реинкарнация» и «пересе­ление души».

Метод - приём, средство, способ познания.

Методология - способ познания существующей реальности, опи­рающийся на систему универсальных принципов и законов.

Миграция — перемещение социальных групп.

Милетская школа — наименование учений ранних греческих фи­лософов из города Милеты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Миманса — одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии. Основана Джаймини примерно во II веке до н.э.

Мин-цзя — философская школа имен (логиков, диалектиков, со­фистов или спорщиков) в Древнем Китае.

Мистическая философия — общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и исполь­зовании.

Мистический — таинственный, тайный.

Мифология — 1) самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символиз­мом, верой в сверхъестественные явления; 2) возникший на ранних этапах существования обще­ства способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетиче­ского мироощущения; 3) способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях об­щественного развития.

Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

Моизм — философская школа в Древнем Китае. Основана Мо Ди в V веке до н.э.

Модусы - свойства.

Монада – 1) философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции; 2) единица, единое. В широком смысле некая духовная частица — основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).

Монархия — государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю — монарху (король, царь, им­ператор, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.

.

Монизм - утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция - духовная либо материальная. Разновидности монизма: материалистиче­ский, идеалистический, пантеистический.

Монотеизм - поклонение одному богу, единобожие.

Мукти — термин индийской философии, означает освобождение от сансары и власти земной кармы. «Мукти» в определенном смысле соответствует буддийскому понятию «нирвана».

Натурфилософия - философия природы, первая форма филосо­фии, содержание понятия изменялось по мере исторического раз­вития форм философии.

Национализм — идеология, политическая практика, разновид­ность массовой психологии, в основе которой лежит признание приви­легированного значения, роли и интересов одной нации перед другими.

Наука - теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Неоплатонизм — одно из самых влиятельных философский тече­ний эпохи поздней античности. Было основано на учениях Платона и Пифагора.

Неопозитивизм — течение в европейской философии первой по­ловины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начина­ется с работ участников Венского кружка — научного семинара в Венском университете.

Неотомизм — философское течение в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основано на идеях средневеко­вого философа Фомы Аквинского.

Нигилизм — в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.

Нирвана — в буддийской философии высокое состояние духа че­ловека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бы­тия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угаса­ние», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угаса­ние всякой жизни». В действительности означает лишь угасание пла­мени чувственных желаний и привязанности к материальному, земно­му миру.

Номинализм — течение в средневековой христианской филосо­фии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (уни­версалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов, реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.

Ноосфера — в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.

Ноумен — в широком смысле скрытая сущность явления или про­цесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен — явление, воспринимаемое органа­ми чувств.

Ньяя — одна из школ ортодоксального направления в древней ин­дийской философии, развивавшая учение о логике и методах познания.

Относительная истина - неполнота знаний, их незавершенность, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмот­рено дальнейшим развитием науки.

Объективный мир - объективная реальность, всё существующее независимо от сознания человека.

Объективный дух-часть гегелевской системы, в которой отра-жены воззрения философа на социально-историческую жизнь че­ловечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Объект — пассивное начало, воспринимающее действие. Объективный — в широком смысле независимый от субъекта, су­ществующий сам по себе.

Оккультизм — общее название учений, восходящих к эзотериче­ской традиции познания, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.

Олигархия — 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе наиболее богатых граждан (олигархам); 2) богатые собственники, политическая элита, управляю­щая государством-олигархией.

Онтология — философское учение о бытии.

Оппозиция — 1) процесс противопоставления одних убеждений другим; 2) объединение людей (в обществе, движении, партии, парла­менте и т.д.), придерживающееся иных убеждений и взглядов, нежели господствующее большинство.

Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, ко­торые становятся уже элементом культуры.

Отчуждение - категория гегелевской философии, означающая провесе делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

Отчуждённая сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.

Охлократия — в широком смысле власть толпы, власть черни.

Панентеизм — учение, согласно которому мир находится в Боге, но Бог не растворяется в мире, а является некой Абсолютной Лично­стью. Панентеизм совмещает в себе элементы теизма и пантеизма.

Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности природы. Раз­новидности — анимизм, гилозоизм и др.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и при­роду. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким су­ществом, а представляет собой активное духовное начало — силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице. Философское учение, максимально сближающее поня­тия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Нату­ралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее боже­ственными свойствами и как бы растворяя их в природе.

Парадигма — теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.

Парадокс — противоречие.

Парламентаризм — система политической власти в государстве, основанная на разделении функций законодательных и исполнитель­ных органов, в которой парламент играет доминирующую роль как высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Патриотизм — глубокое, бескорыстное чувство любви к своей ро­дине, готовность служить, защищать и жертвовать своими интересами ради неё.

Патристика — 1) общее название учений ранних христианских бого­словов и философов (II—VIII вв.); 2) учение отцов церкви

Первоначало (или «архе») - это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).

Перипатетики - последователи учения Аристотеля.

Перцепция - чувственное восприятие действительности.

Пацифизм — идеология, идейно-политическое течение, выступаю­щее против вооружённой борьбы и всех видов войн.

Плутократия — власть богатых.

Плюрализм - признание множественности субстанций

Плюрализм субстанций — точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Готфрида Лейбница.

Плюрализм политический — принцип существования социаль­но-политической и идеологической жизни общества, допускающий ши­рокое многообразие различных идеологических, социальных, экономи­ческих, культурных доктрин, а также партий, движений и организаций.

Позитивизм — философское течение, возникшее в Европе в нача­ле XIX века, признающее приоритет «позитивного» знания, естество­знания

Познание - общественно-исторический процесс человеческой дея­тельности, который направлен на отражение объективной действи­тельности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближе­ние мышления к объекту» (В.И. Ленин).

Политеизм - поклонение многим богам, многобожие.

Политика — деятельность в сфере достижения, удержания, изме­нения и осуществления власти в обществе и государстве.

Популизм — политическая тактика, направленная на достижение популярности среди народных масс и их поддержки через провозгла­шение угодных народу, но объективно невыполнимых лозунгов, обе­щаний и программ.

Постулат — положение (аксиома), принимаемое в качестве осно­вы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности.

Потенция — в широком смысле возможность осуществления оп­ределенного действия.

Право — система социальных норм, установленных государством для регулирования общественных отношений.

Пракрити — в индийской философии материальная природа или субстанция как противоположность духовной природы (Пуруши).

Практика (греч. praktikos - деятельный) - сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Природа с т.з. древнегреческой философии - это то, что не оче­видно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непо­средственным опытом (учение о природе - «фюсис» - физика).

Принцип - основоположение знаний, науки.

Предрассудок — необъективное суждение, основанное в большей мере на стереотипах, чем на реальной оценке явления или объекта.

Престиж — оценка обществом социального статуса. Провиденциализм — религиозная концепция исторического про­цесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план, недоступный пониманию человека.

Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами - провидением,

Прогресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорга­низованным.

Прогресс социальный — поступательное развитие общества от примитивных, низкоорганизованных форм к сложным, упорядоченным и высокоорганизованным.

Пропаганда политическая — распространение, разъяснение, по­пуляризация каких-либо социально-политических идей и доктрин для необходимого изменения общественного сознания.

Пространство — 1) одна из форм существования материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах; 2) способ­ность материальных тел занимать определенное местоположение, гра­ничить друг с другом;

Противоположности - стороны единого целого, которые отрица­ют друг друга и в то же время предполагают друг друга.

Психоанализ — 1) метод в психотерапии, разработанный австрий­ским психологом Зигмундом Фрейдом; 2) общее название группы фи­лософских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи психоаналитической теории Фрейда и, в частности, его психоана­литический метод.

Пуруша — в индийской философии духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека — «небесный человек»; иногда — выс­шее духовное «Я» человека.

Развитие — необратимые, направленные изменения. Основные типы развития: прогресс, регресс, цикличное развитие, одноплоскост-ное развитие.

Развитие социальное — в широком смысле любое изменение об­щества.

Разделение властей — один из важнейших принципов существо­вания демократического (правового) государства и гражданского об­щества, предполагающий деление власти в государстве на независи­мые ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Расизм — идеология, политическая практика, вид массовой психо­логии, в основе которых находится убеждение в природной неравно­ценности человеческих рас.

Распредмечивание - превращение вещи в идею, принцип.

Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характери­зующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные воз­можности человека в познании и преобразовании природы.

Рациональный — связанный с разумом.

Реализм — течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существова­ние общих понятий (универсалий).

Революция — резкие, скачкообразные, качественные изменения сложных систем. Один из типов развития.

Революция социальная — качественные изменения во всех сфе­рах жизни общества, протекающие резко и скачкообразно и завер­шающиеся сменой социально-экономической системы (формации) об­щества.

Регресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорга­низованным.

 

Содержанием регресса являются процессы де­градации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.

Редукционизм — методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле — сведение сложного или высшего к простому или низшему.

Релятивизм — методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания.

Республика — форма государства (политической власти), осно­ванная на выборах высших органов власти, либо их формировании об­щегосударственными представительными политическими институтами (парламент и др.)

Рефлексия — направленность мышления на сам процесс мышле­ния — его формы, причины, следствия.

Реформа социально-политическая — плавное, эволюционное из­менение общества, инициируемое определёнными политическими си­лами.

Сакральный — священный.

Санкхья — одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии, придававшая особое значение изучению природы, рассмат­риваемой в процессе космического развития.

Сансара — в индуизме и индийской философии круг постоянных странствований или перевоплощений человеческой души.

Секуляризация - освобождение от религии и церковных институ­тов.

Сенсуализм — философское направление (гносеологическая кон­цепция), признающее чувственное восприятие основной или главной формой человеческого познания, единственной основой истинного познания являются ощущения

Сепаратизм — теория и политическая практика отделения (обо­собления) части территории единого государства для образования но­вого независимого государства или автономии с широкими полномо­чиями.

Синтез — 1) в широком смысле соединение в единое целое; 2) соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Скачок - процесс перехода количественных изменений в качест­венные, которые начинаются при достижении изменяющимся объ­ектом границы меры.

Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, критикую­щий) - философская концепция, высказывающая сомнение в воз­можности достижения объективной истины.

Снятие - характеристика диалектического отрицания, при котором некоторые элементы старого сохраняются в новом качестве как подчинённые новой целостности.

Сокровенная Мудрость — эзотерическая традиция познания; сим­волическое название духовных учений Великих Учителей (Махатм) Шамбалы.

Софизм — логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное.

Софистика - рассуждение, основанное на преднамеренном нару­шении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип реля­тивизма в познавательном процессе.

Социал-демократия — идеология, социально-политическое тече­ние реформаторского характера, направленное на воплощение ценно­стей социализма и либерализма (свобода, равенство, социальная спра­ведливость и др.).

Социализм — стадия развития общества согласно марксистской теории, является промежуточной ступенью между капитализмом и коммунизмом и отличается ликвидацией частной собственности на средства производства и политической власти капитала.

Социальная среда — совокупность общественных условий жизни и деятельности человека, которая оказывает влияние на его сознание, ценности, поведение и нормы.

Социум — социальная общность, общество.

Спонтанный — самопроизвольный.

Старогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

Стереотип — упрощённый, привычный образ мышления или дей­ствия.

Стратификация социальная — структурирование общества на различные слои (страты).

Субстанция - некоторое первоначало или первооснова, сущность; нечто, лежащее в основе, объектив­ная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее само­развития.

Субстрат (от позднелатинского substratum - основа, буквально подстилка) — материальная основа какого-либо предмета или яв­ления. Субстратом всех существующих явлений и процессов в мире является движущаяся материя.

Субъект — активное начало, направляющее (производящее) дей­ствие.

Субъективная диалектика - отражение в сознании субъекта /человечества/ объективных закономерностей, или диалектическая логика, сознательное применение которой в различных сферах по­знания превращает ее в диалектический метод.

Субъективный дух - категория гегелевской философии, показы­вающая жизнь индивидуального сознания.

Схоластика - «школьная философию», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христи­анское учение

Тезис - первое, основное положение гегелевской триады, сделан­ное в виде утверждения.

Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога

Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла.

Телеология - религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Тождество - категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Томизм - учение Фомы Аквинского

Теория - система логически обоснованных, концептуальных идей.

Теоцентризм - направление средневекового мышления согласно которому еальностью, определяющей все сущее, является бог

Трансцендентальный - существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция - доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания

Трансцендентный - выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада - метод гегелевской философии, показывающий трехзвен-ную структуру любого диалектического процесса.

Философия - наука об универсальных законах и принципах бы­тия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отноше­нии человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»

Эволюция - развитие, осуществляемое в пределах данного качест­ва за счёт количественных изменений сторон объекта.

Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов.

Эклектика - соединение в единое целое противоположностей произвольно, в отличие от диалектики, в которой противополож­ности возникают из одной сущности, взаимно обусловливая друг друга.

Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Эсхатология - учение о конце света.

Явление - основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.

«Я» - категория в философии Фихте, указывающая на централь­ную роль субъекта в мире.

 

 



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Семинарские занятия | ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 631; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.024 сек.