Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теоцентризм средневековой культуры и его воплощение в религиозной системе образования

Читайте также:
  1. II. Принципы средневековой философии.
  2. PR в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
  3. Авторитет учителя физической культуры
  4. Администраторство и лидерство в системе менеджмента организации
  5. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  6. Антропологические аспекты культуры
  7. АЦП параллельного преобразования.
  8. Безопасность, обеспечение безопасности социальной системы, угрозы системе
  9. Бюджетирование в системе финансового планирования
  10. Бюрократическая революция. Изменения в области культуры и быта.

Важнейшие социокультурные процессы в средневековой Европе и их влияние на воспитание и образование.

В IV веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную, причем еще до раздела в обеих частях христианство было принято в качестве государственной религии. Западная Римская империя вскоре распалась на ряд варварских государств, в которых на протяжении нескольких столетий сплавлялись в единое мировоззренческое и культурное целое племенные языческие и христианские представления, черты и образы. Происходило это на фоне «Великого переселения народов». На территории Европы в эпоху Средневековья складываются новые нации, языки и культуры. цементирующую роль в странах Западной Европы при этом играет христианство, опирающееся на латинскую версию Библии.

Восточная Римская империя (Византия) просуществовала после раздела почти 1000 лет и оказала значительное влияние на культуру и религию Восточной Европы. Византийская культура являла собой сплав христианских воззрений и эллинистических традиций.

К числу важнейших педагогических идей христианства относятся:

· Почитание родителей, причем не только физических, но и духовных (священник), а также демиурга (Отец небесный).

· Новообращенные – те же дети; религиозные и моральные представления они легче воспринимают в форме образных притч.

· Самоанализ есть путь самосовершенствования (молитва и покаяние).

· Публичность важнейших нравственных решений и поступков (обряды крещения, венчания, причасти и др.).

Эпоха Средневековья характеризуется как период «теоцентризма», когда церковь является ведущим и наиболее авторитетным социальным институтом, определяющим развитие всех направлений духовной культуры. Главная книга – Библия, переписанная и оформленная в виде кодекса (пергаментные листы, исписанные с двух сторон, украшенные буквицами и миниатюрами, переплетенные между двумя досками).

· Язык Библии и вообще грамоты и образованности –...................

· Основы образования и воспитания –....................................и христианская мораль.

· Образование ведется по древнеримскому образцу – комплекс «семи свободных искусств» (Septem artes liberales):

-

тривиум отсюда - «тривиальный»
грамматика (умение читать и писать)

- риторика (умение вести религ.беседу)

- диалектика (ответы на вопросы)

-

квадривиум, т.е. «четырехпутье»
арифметика (счет)

- геометрия (символика фигур)

- астрономия (расчет церковных

праздников)

- музыка (церковное пение)

· Грамотность – привилегия, социальное преимущество, доступное немногим. По латыни грамотный, образованный docti(отсюда доктор), невежда – idiotae.

· Храм, монастырь – место получения образования, хранения и копирования книг; преподаватель – монах, священник.

· Латыньязык международного научного и дипломатического общения.

Типы школ :

¨ Монастырские школы – внутренние для будущих монахов; внешние – для мирян.

¨ Кафедральные (соборные) школы – для детей дворян и состоятельных граждан.

¨ Приходские школы – обучение детей свободных простолюдинов молитвам, церковному пению, иногда – грамоте.

 

Сроки обучения не устанавливались. Обучение начиналось и заканчивалось по обоюдному решению преподавателя и того, кто платил за обучение. Обучались (за исключением монастырских школ) только мальчики. Группы были смешанными по возрасту. Для заучивания догматов религии использовали форму катехизиса (от греческого слова, обозначавшего наставление): это сборник..................................................., составленный учителем. Средневековый катехизис не допускал рассуждений и толкований вопроса. Богословские диспуты породили схоластику (от греч. слова, означавшего школьную премудрость) – т.е. систему обучения, характеризующуюся интересом к формально-логическим проблемам.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Воспитание и образование в эпоху Античности | Влияние гуманистических идей Возрождения на художественную культуру. Образы детства в искусстве Возрождения

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 456; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.