Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА)

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Философия общественной жизни
  4. VI. Философия русского космизма.
  5. VII. Натурфилософия.
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Б.Спиноза философиясы

Социальная философия в отличие от онтологии и гносеологии не явля­ется составным элементом в системе философского знания. Это не какая-либо самостоятельная структурная часть философии, а сама философия в целом, взятая в ее обществоведческом аспекте. Поэтому, например, те же онтологию и гносеологию можно рассматривать как составные элементы социальной философии и соответственно гово­рить о социальном бытии или социальном познании. Социальная философия, как и философия в целом, изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличие от спе­циальной науки об обществе - социологии, которая занимается изуче­нием конкретных обществ). Предметом социальной философии высту­пают общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. К ключевым темам социальной философии обычно относят:

определение основных факторов развития общества;

проблемы системной и структурной организации общества;

особенности социального бытия и социального познания;

динамику социального развития;

особенности функционирования гражданского общества.

 

Природа общества.Определение общества. Материальные и духовные основания общественной жизни

 

Понятие «общество» обычно раскрывается в сопоставлении с понятием «природа». Под природой в наибо­лее общем смысле мы понимаем окружающий нас мир в целом, под обществом- обособившуюся часть природы, условие и резуль­тат деятельности человека.

В этом определении подчеркивается, что: 1) общество про­является как особое пространство надприродной (отличной от биологической) деятельности; 2) оно не возникает спонтанно, а создается как результат специально организованной человеческой жизнедеятельности; 3) человек в свою очередь – не только творец, но и продукт общества. Такое понимание обще­ства является наиболее широким, включая в себя все человече­ство, т.е. всех без исключения людей, живущих на разных тер­риториях, существующих сейчас, существовавших ранее и тех, кто будет жить в будущем. Помимо самих людей в общество включаются разнообразные социальные группы и общественные институты, связи между ними и формы их деятельности.

Можно также говорить об обществе в узком смысле (ин­формационном обществе, российском обществе или обществе с ограниченной ответственностью). Варианты употребления понятия «общество», как правило, различаются по наличию (или отсутствию) определения: «первобытное», «гражданское» и т.д.

О происхождении понятия «общество». В русском языке слово «общество» восходит к праславянскому корню obьtiо - то, что вокруг и подразумевает помимо прочего способность людей очеловечивать, преобразовывать мир вокруг себя, а также объединять людей вокруг общих идей, потребностей, интересов. Понятие «общество» иногда заменяют на синонимичное по­нятие латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - на «социальный»). Латинский глагол socio означает объединять, присту­пать к совместному труду. Таким образом, изначально в понятии социума присутствуют значения объединения, сотрудничества.

В истории философии представлены различные варианты понимания природы общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают реша­ющими в развитии общества материальные факторы - приро­ду, экономику, технику, а второй - духовные - религию, нау­ку, политику. Рассмотрим обе точки зрения подробнее.

При материалистическом пониманииприроды общества под­разумевается, что общество развивается под воздействием объ­ективных, независимых от сознания людей факторов - особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д.

Изначально ведущим фактором образования и развития общества считалась природа. В мифологическом мировоззре­нии общество еще не отделялось от окружающего мира: напри­мер, в славянских языках мир и общество отождествлялись (и сейчас говорят: «на миру и смерть красна», «взяться всем миром»). Появление философии позволило рассматривать обще­ство и природу как различные, относительно самостоятельные миры со своими особенностями и законами. Однако влияние природных факторов (географической среды, климата) на об­щество все еще считалось определяющим. Например, древне­греческий врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) полагал, что нравы, характер, особенности общественных отношений и государственный строй зависят от географических условий и климата той или иной местности. Эта точка зрения в дальней­шем стала известна как «географический детерминизм».

В XIXв. решающую роль природной среды в общественном развитии подчеркивал английский ученый Генри Томас Бокль (1821-1862).

«Если мы станем рассматривать, какие физические факторы имеют самое могущественное влияние на род человеческий, то найдем, что их можно подвести под четыре главных разряда, а именно: климата, пищи, почвы и общего вида природы. Л. Бокль. История цивилизации в Англии (1857-1861)

Некоторые другие ученые возвращаются к дофилософским идеям, вновь связывая воедино общество и природу. Так, философы-космисты Владимир Вернадский и Константин Циол­ковский считали, что общество - природное образование, ес­тественный этап эволюции Космоса; важная ступень для буду­щего перехода человечества на новый, космический этап жизнедеятельности.

В философии марксизма основным фактором развития об­щества считается экономика. Для того чтобы заниматься искус­ством, наукой и т.д., человеку необходимо прежде удовлетво­рить первичные потребности - в пище, жилье, одежде и т.д. Удовлетворяя эти потребности, человек создает орудия труда, перерабатывает сырье, вступает в отношения обмена, распре­деления с другими людьми и т.д. Характер хозяйствования в конечном счете определяет основные черты развития общест­ва (первобытно-общинного, феодального, капиталистическо­го и т.д.) и его духовную жизнь.

Ряд учений XX- начала XXIв. усматривает ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на со­стояние общества. Устная речь формирует традиционное обще­ство; изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка ак­тивизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведет к появлению «сверхин­теллекта» и формированию современного информационного общества. Американский социолог Элвин Тоффлер пишет, что развитие общества является следствием «трех волн» - трех технологических революций - аграрной, индуст­риальной и постиндустриальной.

При идеалистическом пониманииприроды общества на пер­вое место ставятся духовные факторы развития - религия, нау­ка, политика и т.д.

Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), который, проведя анализ данных о социальном положении протестантов и католиков в Западном мире, пришел к заключению, что подавляющее большинство капиталистов и успешных предпринимателей - протестанты. На основании этого он делает вывод, противоположный марк­систскому: не экономика определяет религию, а религия как стиль жизни предопределяет экономические особенности. Так, европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму с его ведущими ценностями - трудолюбием, бережливостью, расчетливостью и т.д.

Начиная с Нового времени, когда наука отвергла средневе­ковую схоластику и предложила новые общезначимые ценно­сти, стало утверждаться мнение о ее центральном положении в системе сфер человеческой жизни. Большая часть философов XVII-XVIIIвв. была уверена, что жизнь общества может стать упорядоченной и успешной, если оно будет управляться на на­учных основаниях. Научные открытия должны облегчить труд человека и привести к расцвету творчества и культуры, повышению уровня образованности и грамотности, т.е. в конечном счете к всеобщему благоденствию. К середине XIXв. оформля­ется течение сциентизма, представители которого, например, французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857), абсолютизируют роль научного знания в социальном разви­тии.

Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор соци­ального развития в политике и государственном регулирова­нии. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти идентично понятию «политический»: социальную жизнь он рассматривал как систему отношений между граж­данами города-государства. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного госу­дарственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в бесконечную «войну всех против всех», т.е. распадается на части.

Очевидно, что все названные факторы - природа, эконо­мика, техника, религия и т.д. - оказывают существенное влия­ние на развитие общества и характер общественных отноше­ний. В противовес всем перечисленным концепциям, где при­оритет отдается какому-то одному фактору, общество может рассматриваться и как сложная система, где важность различ­ных факторов, как материальных, так и духовных, в разных си­туациях разная: иногда на первое место выходит природа, ино­гда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.

 

Сферы общественной жизни. Социальная сфера. Экономическая сфера. Политическая сфера. Духовная сфера

 

Общество является сложной системой специаль­но организованной человеческой жизнедеятельности. Как и лю­бая другая сложная система, общество состоит из подсистем - сфер общественной жизни.

Сфера общественной жизнипредставляет собой крупную, ус­тойчивую, относительно самостоятельную подсистему челове­ческой деятельности. Сфера включает в себя: 1) определенные виды деятельности человека (например, образовательные, по­литические, религиозные); 2) социальные институты (семья, школа, партия, церковь); 3) сложившиеся отношения между людьми (отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общест­венной жизни

 

 

Сферы жизни общества

 

Социальная Экономическая Политическая Духовная
Народы Нации Классы Половозрастные группы Производитель­ные силы Производствен­ные отношения Государство Партии Обществен­но-политические движения. Религия Мораль Наука Искусство Образование

Социальная сферавключает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая опре­деленную позицию в обществе, вписан в различные общности. Он может быть, например, мужчиной, рабочим, отцом семей­ства, городским жителем и т.д. Достаточно подробно положе­ние индивида в социуме может быть показано в форме анкеты. На примере этой анкеты можно кратко описать социальную структуру общества.

 

1. Ф.И.О. 6. Образование 7. Профессия
2. Пол___ 3. Возраст 8. Социальное происхождение
4. Семейное положение 9. Социальное положение
5. Место жительства 10. Национальность
       

 

 

Пол, возраст, семейное положение определяют демографи­ческую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Ке­нии и т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и эконо­мисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворя­нин и др.) определяют сословно-классовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру.

Человек вписан во все структуры, составляющие социальную сферу общества. Собственно говоря, именно человек - основной элемент социаль­ной сферы общественной жизни.

 

Экономическая сфера - область производства, обмена, по­требления товаров. Для того чтобы произвести нечто, необхо­димы люди, инструменты, станки и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределе­ния, потребления, люди вступают в разнообразные отноше­ния друг к другу и к товару - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности и составляют экономическую сферу жизни об­щества.

Структура экономической сферы:

производительные силы - люди, орудия труда, предметы труда;

производственные отношения - собственности, распределе­ния, потребления, обмена.

 

Политическая сфера - одна из наиболее важных для совре­менной социальной философии. Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившееся в трудах античных философов, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «поли­тика» сейчас употребляется для выражения общественной дея­тельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, ис­пользования и удержания власти. Схематично структура поли­тической сферы включает в себя:

 

политические потребности и интересы;

политические институты и организации;

политическую деятельность;

политические отношения;

политическое сознание.

 

Потребности и интересы формируют политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают полити­ческие партии, общественные движения, властные государст­венные институты, осуществляющие конкретную политиче­скую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет политические отношения. Отражение и осознание этих отношений формируют политическое сознание.

 

Духовная сфера - область идеальных, нематериальных об­разований, включающих в себя идеи, ценности религии, ис­кусства, морали и т.д. Дух - обозначение для высших стремле­ний и способностей человека, отличающих его от животных. В.И. Даль писал, что в духе усматривают «высшую искру Бо­жества, ум и волю, или же стремление к небесному». Струк­тура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

 

религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъ­естественные силы;

мораль - система нравственных норм, оценок, поступков;

искусство - художественное освоение мира;

наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

право - совокупность норм, поддерживаемых государст­вом.

Общество в целом предстает как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют со­циальные, экономические, политические, духовные отноше­ния, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.

 

Социальная онтология и гносеология. Общественное бытие. Общественное сознание. Общественное познание

 

В отечественной социальной философии часто употребляются соотносительные понятия «общественное бы­тие» и «общественное сознание».

Под общественным бытиемпонимают объективную сторону жизни общества - все то, что существует независимо от челове­ка и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, на­пример природные условия жизни общества, такие, как кли­мат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрез­вычайно важная техническая реальность (станки, компьюте­ры, телевизоры и т.д.). Не менее материальны и объективны социальные отношения, такие, как отношения производствен­ные - распределения, обмена, потребления и собственно са­мого производства.

Под общественным сознаниемпонимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общест­венное сознание нематериально и включает в себя всю сово­купность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом. Предполага­ется, что общественное сознание отражает общественное бы­тие. Общественное сознание может отражать весь окружающий мир в целом. Такая форма общественного сознания, как наука, изучает и общество, и природу; не менее универсальна рели­гия, которая объясняет природные явления и одновременно упорядочивает социальные отношения. Общественное со­знание может быть представлено и более узкими, специализи­рованными формами, направленными только на социальные отношения, не претендуя при этом на объяснение природы. Та­ковы политика, право и мораль. Однако это деление не окончательно. Например, известный немецко-американский фило­соф Ганс Йонас (1903-1993) полагал, что из-за экологического кризиса мораль в XXI в. должна измениться и включить в сферу своего рассмотрения не только социальные отношения, но и природу в целом.

В итоговом виде структура общественного бытия и общест­венного сознания выглядит так:

 

  Общественное бытие Общественное сознание
Окружающий мир Природное и материально-техническое окружение Религия, искусство, наука
Социальные отношения Производственные отно­шения Политика, право, мораль

 

 

Общественное бытие и общественное сознание противо­поставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с од­ной стороны, общественное бытие влияет на сознание, прак­тически формирует его, а с другой - сознание не только отра­жает бытие, но и оказывает на него существенное влияние.

Об узком и широком понятии общественного бытия. Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» - категории марксистской философии. Это с очевидностью следует, например, из того, что понятие «бытие» здесь совпадает с материальным, а «сознание» - с духовным, а также из диалектического характера взаимоотношений этих понятий. Если употреблять понятие «бытие» в его более традиционном, классическом смысле как предельно общее понятие о реальности, то к общественному бытию нужно было бы отнести не только материальную, но и духовную реальность, - включить в него и общественное сознание, поскольку идеи, чувства, оценки не менее реальны, чем климат или ресурсы. Тем не менее традиционно в современной отечественной философии категория «общественное бытие» употребляется в узком смысле.

 

Социальное познание - термин, часто используемый в фило­софии, трактуется как особая форма познания, предметом кото­рого является общество.

Существуют три противоречивые точки зрения на социаль­ное познание.

1. Ряд исследователей считает, что познание общества принципиально не отличается от познания природы. В про­цессе анализа общества можно применять методы точных наук и естествознания, поскольку общество подчиняется таким же строгим законам, как и физический мир.

2. Изучение общества коренным образом отличается от изучения природы - при помощи естественно-научных мето­дов нельзя познать общество, поскольку социальное развитие не подчиняется никаким законам: каждое событие в обществе уникально и неповторимо. Соответственно невозможно и со­циальное предвидение. Науке об обществе остается только описывать то, что уже произошло, не пытаясь найти в этом ка­ких-либо закономерностей.

3. Большая часть исследователей пытается избежать ука­занных крайностей и придерживается той точки зрения, что методы изучения общества и природы имеют и общие черты, и существенные отличия.

Особенности познания общества обусловлены:

 

чрезвычайной сложностью общества как объекта познания: общество сложнее природы уже тем, что включает в себя при­родное, биологическое на уровне одного из низших своих эле­ментов;

необходимостью познания не только материального, но и ду­ховного бытия: если в изучении природы можно ограничиться материальным, то социальные исследования предполагают учет тонких духовных факторов, не поддающихся измерению приборами; тем фактом, что на природу мы смотрим со стороны, на обще­ство - изнутри самого общества: общество является не только объектом, но и субъектом познания, что искажает результаты исследования, вносит в него элемент субъективности.

 

В общественном познании используется ряд методов как опытного (эмпирического), так и рационального (теоретиче­ского) уровня.

 

Основные методы


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ) | Эмпирические Теоретические

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 687; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.