Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Эмпирические ТеоретическиеНаблюдение (включенное и невключенное) Исторический и логический Социальный эксперимент Моделирование Аналогия
При наблюдении за какой-либо социальной группой лучшие результаты дает включенное наблюдение, когда наблюдатель внедряется в эту группу; если наблюдение ведется со стороны, члены группы могут быть скованными, скрытными или даже враждебными по отношению к исследователю. Известны журналистские и социологические исследования, когда наблюдатель ради получения точной информации инкогнито внедрялся в религиозную секту, преступную группу или даже садился в тюрьму. Эксперимент представляет собой наблюдение в контролируемых условиях. Социальный эксперимент в отличие от естественно-научного имеет ряд моральных ограничений, поскольку по сути представляет собой опыты на людях. Исторический метод направлен на рассмотрение этапов развития общества, выявление закономерностей исторической динамики. Важно не просто описать последовательность событий, но найти логику в этом процессе, поэтому исторический метод всегда дополнен логическим. Моделирование предполагает замещение сложного объекта упрощенным аналогом. Так, вместо опроса всех жителей большого города можно провести выборочный опрос, например, 10 % его жителей, учитывая, что социальные группы (мужчины и женщины, молодежь и пожилые люди, люди со средним и высшим образованием и т.д.) среди опрашиваемых должны быть представлены в той же пропорции, что и во всем городе. При аналогии проводятся параллели между различными историческими событиями. Так как исторические условия постоянно меняются, метод аналогии нельзя считать абсолютно достоверным, однако пока не существует более эффективных методов, позволяющих обществу не повторять своих ошибок. Средство для познания мертвых форм - математический закон. Средство для понимания форм живых - аналогия. (О. Шпенглер. Закат Европы (1917-1922)
Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны - устойчивой, или статической. Для объемного представления об обществе необходимо дополнить его анализ динамическим ракурсом, т.е. рассмотреть общество в движении, уловить закономерности в его изменении и развитии, попытаться предугадать перспективы. Все эти проблемы традиционно рассматриваются философией истории. Современная философия истории - пространство многих важных для развития общества вопросов, среди которых вопросы о типах социальной динамики, смысле исторического процесса. При рассмотрении социальной динамики важнейший вопрос связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В философии предложены четыре основных типа социальной динамики:циклический, линейный, спиралеобразный, ризомообразный. Циклическое представление о развитии общества является наиболее древним и характерно для всех мифологических систем. Для первобытного человека само время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов - времен суток и времен года, восходов Солнца, фаз Луны, периодов сна и бодрствования. И в социальной жизни все повторяется, так как законы традиционного общества направлены на поддержание жизненной неизменности и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся. Если какое-то неординарное событие нарушало установившийся порядок, общество стремилось к восстановлению первоначального состояния. В XX в. концепции циклического изменения разрабатываются в трудах сторонников цивилизационной парадигмы развития. Освальд Шпенглер, например, выделяет фазы возникновения, расцвета и гибели цивилизаций, которые вечно повторяются с появлением каждой новой цивилизации на исторической сцене. Представления о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно в эту эпоху возникают представления о прошлом, которое не повторится (сотворение мира), и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель - круг распрямляется в прямую линию. Возникают представления об истории в собственном смысле этого слова, как о процессе, имеющем смысл и направленность, например, у Августина Блаженного конечная цель истории состоит в установлении «Царства Божьего». Довольно известна линейная концепция истории Огюста Конта, который считал, что общество последовательно проходит три эпохи - теологическую (примитивные мифологические и религиозные представления), метафизическую (абстрактные философские представления), позитивную (строгое и объективное научное знание). При этом последняя эпоха является высшей, а две первые - подготовительными ступенями к ней. Линейная концепция не ограничивается одной линией развития, как у Августина или Конта. Их может быть две (представления о различных путях развития Востока и Запада) и более (например, к Востоку и Западу можно добавить Россию и предположить, как многие русские религиозные философы, что у нее особый путь в мировой истории). Тогда можно говорить о двулинейном или многолинейном векторах развития. Спиралеобразная модель развития предложена Г. Гегелем. Согласно его диалектической концепции, любое развитие проходит три этапа: тезис (некое утверждение) - антитезис (отрицание тезиса), синтез (отрицание антитезиса). Синтез есть тезис на новом качественном уровне. Иначе говоря, развитие имеет одновременно как круговой, так и линейный характер, а спираль объединяет свойства линии и круга. Концепции спиралеобразного развития общества придерживаются также К. Маркс и его последователи. Ризомообразная концепция развития общества предложена современными философами-постмодернистами. В ботанике ризомой (от фр. rhizome - корневище) называют корневище многолетних растений (например, сорняка пырея), где отсутствует центральный стержневой корень. Ризома состоит из множества побегов, переплетенных между собой, растущих в разных направлениях, постоянно отмирающих и возрождающихся. В применении к обществу ризома символизирует не упорядоченность, асимметрию, децентрализацию, т.е. полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов. Используя образ ризомы, постмодернисты подчеркивают разнообразие исторических событий и ценностей, отсутствие раз и навсегда заданного вектора развития общества. Если циклическая модель еще не подразумевает истории, то постмодернистская модель уже не подразумевает ее. Смысл и цель истории придает только направленность - в линейной или спиралеобразной форме, или же, что наиболее вероятно, в обеих этих формах вместе (поскольку они в принципе не исключают друг друга). Однако при этом остается открытым вопрос о прогрессивной или регрессивной направленности социального развития. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus - движение вперед) - поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus - движение назад), представляющий противоположный тип изменения. Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообразное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, воины, перевороты, ко второму - реформы, естественное политическое и экономическое развитие. Начиная с XVII в. вера в прогресс выступает одной из основ европейской культуры. Философы говорили о совершенствовании общества, увеличении степени свободы и народного благоденствия. Утопически настроенные мыслители видели цель развития в идеальном состоянии общества, например, коммунизме, а этапы развития общества рассматривали как ступени к нему. Некоторые западные ученые полагают, что состояние идеального общества в принципе достигнуто, и связывают его с либеральными демократиями США и Западной Европы. Ф. Фукуяма, выдвинувший эту концепцию, назвал современное состояние общества «концом истории»; предположив, что либерализм - единственный и окончательный итог социального развития, а другие идеи (коммунизм, фашизм, национализм, религиозный фундаментализм) потерпели полный и окончательный крах: «То, чему мы, вероятно, свидетели, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления». Однако некоторые теории утверждают, что развитие человечества регрессивно. Несомненный прогресс науки и техники не равнозначен прогрессу в развитии человечества. Не похоже, чтобы человек при всех изменениях окружающего его техногенного мира изменялся внутренне, а если изменялся, то скорее в худшую сторону. Так, Жан Жак Руссо утверждал, что человек не стал добрее за столетия развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его. Действительно, можно ли серьезно говорить о прогрессе нравственности, учитывая, что в войнах XX в. погибло свыше 190 млн человек и при этом продолжается рост вооружений и эскалация конфликтов по всему миру? Экологический кризис грозит уничтожением человека как вида. С каждым годом увеличивается число техногенных катастроф; генная инженерия изменяет способы самоидентификации человека. Моральные проблемы множатся, а человек остается тем же, что и многие столетия назад, и его способы решения проблем все еще вызывают больше вопросов, чем ответов.
Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 510; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |