![]() Главная страница Случайная лекция ![]() Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |
РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА Х1Х –НАЧАЛА ХХ ВЕКОВЯвлением в русской поэзии на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий был символизм. С ним, прежде всего, связано понятие «серебряный век» русской поэзии, который называют русским ренессансом. Символизм - это «направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных, чувств и видений» (Большой Энциклопедический Словарь) Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям Р. Вагнера, Э. Гартмана, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность «сверхвременную» идеальную сущность мира и его «нетленную», или трансцендентную красоту, символисты выразили «тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов». В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе в литературе –И.Анненский. А.Белый, А. Блок, В.Брюсов, З.Гиппиус, Вяч. Иванов, Д. Мережковский,Ф. Сологуб и др. Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами. Резкие классовые противоречия, вражда и столкновения держав, глубокий духовный кризис общества подспудно грозили небывалым потрясением. На эти роковые десятилетия падает русская революция 1905 года и разразившаяся через девять лет мировая война, а затем две революции 1917 года в России. И Брюсов, и Блок, и Белый чувствовали всеобщее неблагополучие и близость катаклизма с необычайной остротой. Символисты жили с ощущением грядущей вселенской беды, но в то же время, жаждали некоего преображения всего человечества, которое рисовалось им в космических масштабах через соединение искусства с религией. В основе символизма рассматривались определенные символы, которые обладали самостоятельным бытием и были наделены комплексом значений, по-разному раскрывающихся на различных уровнях бытия и сознания. Символ в русской литературе принципиально неоднозначен и не воспринимаем на логическом уровне. Он не дает точного знания о своем содержании, но лишь в большей или меньшей мере намекает на него. В этой связи символ выступает как нечто внешнее, надежно укрывающее внутреннее и защищающее его от непосвященных: Главная его задача - открывать тайну тем, кто способен ее понять. Символы, по Вячеславу Иванову,- это «знамения иной действительности». «Я не символист,- говорил он,- если слова мои равны себе, если они - не эхо иных звуков, о которых не знаешь, как о Духе, откуда они приходят и куда уходят»(). «Создания искусства,- писал Брюсов,- это приотворенные двери в Вечность». Символ, по его формуле, должен был «выразить то, что нельзя просто изречь»(). Поэты-символисты, утверждает Бальмонт, «овеяны дуновениями, идущими из области запредельного», они, «пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»(). В поэзии символистов укоренялся не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков, недосказов». «тут нельзя ни понять всего, о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь или что болезненно в себе ощущаешь, но для чего в языке не найдешь и слова». Появились целые гнезда слов-символов, слов-сигналов («небо», «звезды», «зори», «восходы», «лазурь»), которым придавался мистический смысл.
Позднее Вячеслав Иванов, дополнил толкование символа. По его мнению, «символ дорожит своей материальностью», «верностью вещам», «ведёт от земной реальности к высшей» (а realibus ab realiora)» (); Иванов стал применять термин –«реалистический символизм». Таким образом, в символизме воплотилась связь между двумя мирами – чувственным и воображаемым, внешним, реальным и невидимым, потусторонним. Образный мир поэтов-символистов неисчерпаем. Их волновали проблемы жизни и смерти, хаоса и космоса, добра и зла, прекрасного и уродливого. Вдохновенные певцы « вселенской гармонии» свято верили в мистическую силу искусства, в его способность стать «религией действий». Он повлиял на рождение новой теории творчества, озаренного экстазом, интуицией и волей. В творчестве символистов отмечается высокий интеллектуализм, требующий эмоциональную глубину. Писателей и поэтов объединяет редкая способность к пророчеству и предвидению. Со свойственной им чувствительностью, они понимали, что происходит внутренняя революция. Другойважной стороной русского символизма является то, что поэты через искусство раскрывали извечную «вселенскую тайну» - музыкальную сущность мироздания. В их представлениях ожило древнее учение Пифагора о гармонии сфер. Под музыкой понималось не только музыкальное искусство, но и его скрытые формы – музыка природы, музыка космических далей. Музыка человеческой души. Удел творца – вслушиваться в звуки «вселенской симфонии», постигать невидимые миры, преодолевая пространство и время в полете воображения. Звучание музыки пронизывающей весь микра- и макрокосмос, есть тот вечный зов, который вдохновляет художника, дарит ему чувство творческого восторга. Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи. Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я- внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я –для все и ничей (К.Бальмонт) Основа его творчества А.А.Блока также музыкальность символизма. Музыка – это не только важнейшее слово-символ, устремление к беспечности, это гармония мира. В ночи, когда уснет тревога И город скроется во мгле – О, сколько музыки у Бога, Какие звуки на земле! Блок обладал счастливым даром соединять скрытую музыку с образами музыки звучащей. Улыбается осень сквозь слезы, В небеса улетает мольба, И за кружевом тонкой березы Золотая запела труба. Так волнуют прозрачные звуки, Будто милый твой голос звенит. ( Пляски осенние) Особое внимание он уделял мировой музыке. «Великая задача сегодняшнего дня – напоить и пронизать жизнь музыкой, сделать ее ритмичной, спаянной, острой»() С этим понятием связаны высшие духовные основы бытия, то, что творит высшую природу нашего сознания и чувствования. Все то, что находит у Блока положительную оценку, он всегда определяет как музыкальное явление, и наоборот, то, что кажется ему отрицательным, опустошенным, ложным, он характеризует как антимузыкальное явление. Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой: 1) символизм как художественное направление и 2) символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни. Особенно сложным переплетение этих линий было у А.Белого В.Иванова. В девяностые годы, московских поэтов-символистов называли декадентами (упадочники), подразумевая под этим термином настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм. Черты того и другого можно легко обнаружить у молодого Бальмонта, В.Брюсова; В истории русской литературы Валерий Яковлевич Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, «искателем смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве. Им создан собственный стиль - звучный, чеканный, живописный. Символика поэта связана с разнообразием форм, стремлением объять все времена и страны. Для Брюсова характерна поэзия намеков. Например, стихотворение «Ночью». Дремлет Москва, словно самка спящего страуса, Грязные крылья по темной почве раскинуты, Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты, Тянется шея - беззвучная, черная Яуза. Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе. Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники? Нет! качая грозными крыльями в воздухе, То приближаются хищные птицы - стервятники. Падали запах знаком крылатым разбойникам, Грозен голос близкого к жизни возмездия. Встанешь, глядишь...а они все кружат над покойником, В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия. В этом стихотворении В. Брюсов словно уводит нас в иную реальность, в иное измерение, он противопоставляет Россию с Африкой и сравнивает Москву с самкой страуса. В данном случае самка спящего страуса является символом Москвы. Повторение звуков «гр»- «кр»- «рек» - «кр» напоминают нам крики страуса. Все это навевает мистический трепет. Брюсов выбрал необычайный для русской поэзии размер - с разным количеством ударных слогов в строчках. Он показывает красоту безобразного (грязные крылья, стервятники, падаль). Мы как будто находимся в нереальном мире, космосе, где царит тишина и покой. В первой строфе через страуса Брюсов проводит аналогию с Москвой: «Грязные крылья по темной почве раскинуты», «Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты», «Тянется шея - беззвучная, черная Яуза». В этих сточках он имеет в виду то, что Москва устала терпеть пошлость, низость человеческих отношений, которые заполонила все! В данном стихотворении символ принимает самые необычайные формы. Символизм в Петербурге носил иной оттенок. Он был связан с игрой света и тени, веры в то, что помимо мира видимого, реального, существует другой - невидимый, сверхъестественный; веры в возможность человека общаться с этим миром. Это разрыв границ и прорыв в будущее, в иное измерение. Поэтому петербургские символисты стремились продемонстрировать обостренную чувствительность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные видения. Они описывали мир духов, доступный спиритам. Петербургский символизм иногда называют «религиозным». Религиозность - это не только православие, но и иные вероисповедания и религиозные искания: от народных, сектантских, до рассудочных конструкций высокообразованных людей. Ветхий и Новый Завет считались исчерпанными. Человечество должно перешагнуть в царство, предсказанное Апокалипсисом. И они старались показать современному православию новый путь - Третьего Завета. В произведениях петербургских символистов выделяются три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Так, Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941). В трактате «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) и сборнике стихотворений «Символы» опирается на «...три главных элемента нового искусства - мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Поэт создал особую область символизма -мистический символизм. Он считал, что в жизни человечества борются две правды – небесная и земная, Христос и антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего «Я». Дух же устремлен к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. .Индивидуальное, личное переживание, по мнению Мережковского, только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви — настоящей, подлинной любви. За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями, религией. Не случайно, значительную часть его творчества занимают исторические и религиозные романы, получившие мировое признание: «Христос и антихрист», «Смерть Богов (Юлиан Отступник)», «Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи)», «Антихрист( Петр и Алексей)», трилогия из русской жизни- «Павел1», «Александр1», «14 декабря» .
Дата добавления: 2014-11-14; просмотров: 459; Нарушение авторских прав ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |