Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




II. Категория рода

Читайте также:
  1. I. Категория одушевленности-неодушевленности
  2. Античная риторика и категория истины. Риторические идеи Аристотеля.
  3. Диагноз как категория психодиагностики
  4. Заработная плата как правовая категория
  5. Категория Бытие в историческом движении
  6. Категория вида английского глагола.
  7. Категория времени английского глагола
  8. Категория всенародного, или национального, достояния
  9. Категория дороги

1. Категория рода; её специфика, средства выражения

Категория рода - это лексико- граммагическая категория имени существительного, она реализует себя не в различных формах одного слова, а в разных лексемах со всей системой их форм, то есть относится к классификационным, или несловоизменительным, категориям.

Категорию рода определяют как категорию со стертым значением, обычно ее грамматическое содержание видят в способности существительных соче­таться с определенными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов, тем не менее категория рода занимает важнейшее место в мор­фологической структуре существительного.

Все ли существительные обладают этой категорией? Традиционно счита­лось, что лексемы ножницы, ворота, сливки,имеющие формы только мн. числа, в которых слова мужского, женского и среднего рода не дифференци­руются (ср.: офицеры, страны, города, окна),находятся вне категории рода. Сейчас есть и другая точка зрения, выраженная, в частности, И.Г. Милославским (См.: И.Г.Милославский. Морфологические категории современного русского языка. С. 47; учебник под ред. В.А.Белошапковой.С. 407 - 408) : если считать род морфологической категорией, имею­щей статус обязательности, то такие слова следует относить к парному роду, так как большинство подобных существительных являются парными: брюки, ножницы, воротаи др. Слова типа сливки, чернилаотносятся к парному роду достаточно условно (так же, как условные названия "мужской, женский и средний род" применительно к неодушевленным существительным).

Средства выражения значения рода связаны с различными уровнями язы­ка, они же являются критериями дифференциации существительных по при­знаку рода: семантический, морфологический, словообразовательный, синтак­сический.

Семантически выражается род у одушевленных лексем, так как при­надлежность их к тому или иному роду определяется лексическим значением. Слова, называющие лиц мужского пола и самцов животных, относятся к мужскому роду; названия лиц женского пола и самок животных - к женскому роду (отец - мать, бык- корова).Причем в одних случаях только семантический критерий лежит в основе отнесения существительных к тому или иному роду:

юноша - девушка, дедушка - бабушка, дидя - тетя,в других он сочетается с морфологическим: жених - невеста, баран - овца и др.

Наименования лиц и животных образуют родовые корреляции, среди ко­торых выделяются следующие типы:

образованные суффиксальным способом: учитель - учительница, волк - волчица;

образованные при помощи суффиксофлексии: Александр - Александра, ворон - ворона;

- образованные супплетивно: отец - мать, селезень - утка.

Родовые корреляции для существительных, называющих лиц, достаточно регулярны, соответствие нарушается в следующих случаях:

в названиях лиц по профессии, должности, званию часто отсутствуют
лексемы женского рода, что объясняется преобладанием мужского труда в
этих сферах или противодействием, консерватизмом самой языковой системы:

профессор, инженер, доцент(образования с суффиксом -ш(а) часто указывают на роль женщины в совместных отношениях: профессорша– жена профессора и т.д.);

потенциально возможные образования мужского рода отсутствуют по
причинам экстралингвистическим, неязыковым: родильница, институтка,
двумужница;

формально соотносительные существительные мужского и женского рода разошлись в своих значениях: машинист - машинистка, техник - техничка.

Лексемы, называющие птиц и животных, имеют больше ограничений в образовании коррелятивных пар: 1) отсутствие корреляций вообще, одна лек­сема называет и самку, и самца, причем это может быть существительное как мужского, так и женского рода, дикобраз, окунь, снегирь, белка, синица, обезьянаи др.; 2) одно существительное называет самку, второе - самца и является в то же время родовым понятием: медведь - медведица (медведи), слон - слониха (слоны);3) одно слово называет самца, другое самку и служит в то же время родовым наименованием: кот- кошка (кошки), баран - овца (овцы);4) одно слово называет самца, другое - самку, а третье является родо­вым наименованием: жеребец - кобыла (лошадь), гусак - гусыня (гусь).

Ограничения в образовании коррелятивных пар объясняются частотно­стью и условиями употребления соответствующих наименований в речи. Чем чаще употребляется лексема, чем более она употребительна, тем скорее появ­ляется ее коррелят. И наоборот: коррелятивность отсутствует у редко упот­ребляющихся наименований животных и птиц. Необходимость разграничения домашних животных и близких русскому человеку крупных зверей по полу имела также важное хозяйственное значение. Обычно отсутствуют корреляты У названий экзотических животных, а также мелких особей; дифференциация их по полу не является актуальной для русского человека.

Таким образом, в конечном итоге развитие коррелятивности и наличие ог­раничений объясняются историко-культурными факторами, связью языка с историей и культурой народа.

Для рассмотренных выше одушевленных существительных категория рода является содержательной, семантически значимой, в то время как для неоду­шевленных лексем она формальна, и дифференциация их по роду происходит на основе формальных критериев, важнейший из которых - морфологический.

Морфологическими показателями рода может служить окончание в им. п. ед ч.: море, окно; характер основы и окончание в им. падеже ед. ч.: дом (твердая основа, нулевое окончание - показатель мужского рода), окончания родительного и творительного падежей ед. числа для существительных на мягкую основу и нулевым окончанием в им. падеже ед. числа: гость - кость , Р.п. - гостя, кости; Т.п. - гостем, костью.

Каждый род располагает своей системой флексий, однако есть и исключе­ния. Так, окончание -а - признак слов женского рода (страна, воля),но оно может быть и у слов мужского рода (юноша, воевода),и у слов общего рода (кривляка, плакса),в таких случаях род определяется семантически или синтаксически.

Показателями рода могут быть словообразовательные средства, как до­полнительные к флективным показателям, так и выступающие в качестве ос­новных.

Совместно с флексией выражают значение мужского рода суффиксы -тель, -ник, -чик (-тик), -уя, -ики др.; значение женского рода - суффиксы -ниц- -к(а), -|(а), -ость, -ш(а), значение среднего рода -суффиксы -ни]-, -ти|-,-ств-: учитель, наставник, летчик; учительница, студентка, бегу­нья; здание, взятие, упорство и т.д.

Только словообразовательный критерий дает возможность определить значение рода у существительных типа домишко, домина, соловушка, зай­чишка:образования с такими суффиксами сохраняют род производящего слова.

Синтаксические средства наиболее универсальны, они используются как самостоятельно (новое пальто),так и вместе с морфологическими (интересная книга) и семантическими (прекрасная леди) критериями.

2. Распределение существительных по родам

Распределение существительных по родам и средства выражения рода применительно к отдельным типам слов представим в виде таблицы.

3. Существительные общего рода

Среди имен существительных со значением лица, кроме слов мужского и женского рода, выделяется группа лексем общего рода. Их родовое значение определяется в зависимости от того, для обозначения лица какого пола они используются: Мой друг - такой лакомкаи Моя подруга - такая лакомка.

Среди существительных общего рода выделяют 3 группы слов:

нарицательные лексемы на -а обычно со значением качественной харак­теристики, чаще эмоционально-отрицательной: разиня, плакса, кривляка, ябеда,они обычно составляют принадлежность разговорной речи;

неофициальные личные имена, выступающие в качестве уменьшительных к полным именам: Валя(Валентин, Валентина), Саша,Саня, Шура
(Александр, Александра);

3) несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения: Белых(Иван, Татьяна), Кони,фамилии на -енко: Петренко(Виктор и Мария).

Наибольший интерес представляют слова на -а, на которые обращали внимание такие русские языковеды, как А.Х. Востоков, К.С. Аксаков, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов. Большая их часть обладает коннотативной семой, однако есть существительные, лишенные эмо­ционально-экспрессивной окраски - это слова, называющие людей по их со­циальному статусу, определенному положению, естественным физическим или психическим особенностям: калека, левша, сирота, коллега, книгоно­ша, самоучка, заикаи др. Общий род существительного "староста" еще не зафиксирован словарями, однако, наблюдая его употребление в речи, можно отметить, что оно обозначает лиц и мужского, и женского пола и способно иметь определение в форме как мужского, так и женского рода: наш староста и наша староста(в речи студентов). Такое употребление поддерживается формальным обликом слова - наличием флексии -а, свойственной существи­тельным женского рода и немногим, обозначающим лиц мужского пола су­ществительным мужского рода, а также фактором экстралингвистическим: старостой может быть лицо любого пола.

Существительные общего рода на -а представляют определенный исследо­вательский интерес в связи с фактами неоднозначного указания на их родовую принадлежность в учебной литературе и в словарях, а также динамикой изме­нения родовой принадлежности существительного на фоне семантического развития лексемы. Так, например, по-разному рассматривается родовая при­надлежность слов ворюга, верзила, коллега, прощелыга, громилаи неко­торых других: В.В. Виноградов называет их существительными общего рода, в МАСе они имеют помету "м."(мужской); такие слова, как забулдыга, про­пойцав МАСе отнесены к мужскому роду, а в Орфоэпическом словаре - к общему. Примеры можно было бы продолжить. Часть существительных на -а получила вторичное характеризующее значение общего рода в результате се­мантического развития слова. Примеры из МАСа:

заноза: 1) ж. Тонкий острый кусочек дерева, острый осколок металла, стекла и т.п., вонзившийся под кожу; 2) м. и ж. Прост. О придирчивом, язвительном или задиристом че­ловеке;

дохлятина:1) ж. Прост. Труп павшего животного. // Собир. мясо, трупы павших животных, падаль; 2) м. и ж. Пренебр. О хилом болезненном человеке.

Анализ лексем общего рода предполагает их двойную характеристику: вне контекста форма представляет собой существительное общего рода, в контек­сте - определенного: Петр Алексеевич у нас запевала- и какой! вы извольте послушать! (Т.). Однако есть такие контексты, в которых конкретное родовое значение существительного не выражено: И не будет на свете ни вдов, ни си­рот,ни безвестных могил, ни рабов (Надсон).

От существительных общего рода следует отграничивать слова мужского и женского рода, которые могут выступать то в качестве названий лиц мужского пола, то в качестве названий лиц женского пола. Таковыми являются:

1)су­ществительные женского рода, употребленные в переносном значении, с яр­кой отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской: змея, шляпа, пи­ла, лиса: Ну и шляпаже ты! Против отнесения этих слов к общему роду го­ворит согласование с прилагательным только женского рода: Мой сосед - на­стоящая змея;

2)лексемы мужского рода, обозначающие людей по роду их занятий или качеству: врач, инженер, бригадир(хотя при широком понима­нии существительных общего рода их в эту группу включают)26.

Конструкции типа врач пришла, молодая врачстали достаточно распространенными в разговорной речи. Впервые такое употребление было отмечено А.М. Пешковским как согласование "по смыслу", однако оно имеет место только в им. па­деже при невозможности других падежей: молодой врача, молодой врачу и т.д., и это препятствует включению подобных лексем в состав существитель­ных общего рода, хотя известна точка зрения проф. И.Г. Милославского о том, что слова такого типа "тяготеют к существительным общего рода", они "кандидаты" в слова общего рода, однако вряд ли это произойдет в ближайшее время27.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
I. Категория одушевленности-неодушевленности | Распределение но родам иноязычных несклоняемых существительных и аббревиатур

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 712; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.