Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
7.1. Понятие, структура и функции идеологии
Идеология - это сложное многоплановое образование, изучение которого сопряжено со многими трудностями, требующими привлечения инструментария различных гуманитарных наук. Ее можно определить как систему социальных ценностей и идей, служащих основанием для постановки целей, которые, в свою очередь, образуют ядро политических программ. Политические программы оправдывают притязания той или иной группы на власть, добивающейся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям. Термин «идеология» введен в оборот французским философом А. Дестют де Траси в 1801 г. для обозначения «науки об идеях», позволяющей установить твердые основы для политики. С легкой руки Наполеона слова «идеология» и «идеолог» приобретают уничижительный оттенок. Ими стали обозначать взгляды и людей, оторванных от реальной жизни и реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс представили этот феномен как некий иллюзорный мир, в котором люди и их отношения оказываются поставленными с ног на голову, как в камере-обскуре. В. Парето доказывал, что людям свойственно прикрывать свои социальные чувства, которые достаточно постоянны и фиксируются в истории всех обществ (к примеру, «свой/чужой», «друг/враг», пессимизм/оптимизм и т. д.), интеллектуальными системами защиты, маскирующим человеческие эмоции и придающие им видимость рациональности. Идеология – феномен массового сознания, и именно в этом качестве она обретает политический смысл и значение. Ее психологическим основанием являются архетипы «коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг), т. е. неосознаваемые изначальные образы, которые предшествуют идеям, продуктам разумной деятельности. Архетипы всегда коллективны и одинаково присущи целым народам и эпохам, аналогично тому, как главнейшие мифологические сюжеты одинаковы для всех рас и времен. В процессе идеологического производства участвуют две стороны: массовая потребность в социальной мифологии и профессиональные производители политических мифов, которые, улавливая «чаяния масс», превращают их в те или иные идеологические или пропагандистские продукты (теоретические или художественные тексты, наглядную агитацию, монументальную пропаганду и т. д.). В структуре идеологии можно выделить три основных плана: символический, теоретический и практический. Первый образован совокупностью ценностей и идеалов, которые выступают в форме т. н. «символических понятий» (таких как «свобода», «равенство», «справедливость» и т. д.). Политический символ, как и любой другой, многозначен и в принципе не поддается исчерпывающей эмпирической расшифровке. Он органично включает в себя помимо собственно политического смысла (символ как цель, призыв или маркировка «своих») также эмоционально-эстетические и моральные компоненты. Теоретический план идеологии составляют разнообразные концепции человека и общества, которые представляют собой попытку рационализировать систему ценностей той или иной идеологической системы. И, наконец, третий план – это предлагаемые к исполнению политические стратегии и конкретные политические рекомендации. Большинство из них, так или иначе, касаются вопроса о пределах допустимого государственного вмешательства в различные сферы жизнедеятельности общества. Важнейшей политической функцией идеологии является функция мобилизации масс, поэтому каждая идеологическая система располагает арсеналом пропагандистских средств воздействия на массовую психологию. Пропагандистский аппарат тоталитарных идеологий (коммунизм, фашизм) создавал в обществе искусственную театрализованную квазиреальность, в которой человек оказывался с самого рождения. Пропагандистское воздействие может быть и менее навязчивым, однако при этом оно все равно сохраняет свою манипулятивную сущность. Другой важнейшей функцией идеологии является легитимация. Любая правящая элита или оппозиционная контрэлита заинтересованы в том, чтобы власть или претензии на власть воспринимались в качестве законных, необходимых и справедливых. Идеология выступает в качестве специального инструмента нормативного обоснования таких претензий. В философии политики, предметом которой является изучение идеологии, существует двойственной отношение к этому феномену. Не отрицая манипулятивной сущности идеологий, многие исследователи отмечают и их позитивный потенциал в процессе политического сплочения общества. Политические идеологии появляются сравнительно недавно, в XVIII–XIX вв., и их появление связано с процессами формирования на Западе т.н. «массового общества». На фоне разрушения традиционной аграрной цивилизации шел быстрый рост городского населения, распространялась грамотность, развивалось печатное дело, возникали первые средства массовой информации. Следствием этих процессов стало активное вторжение масс в политику, которая перестает быть монополией небольшой правящей элиты. Если еще в XVIII веке прусский король Фридрих Великий мог заявить: «Война – это то, что не должно касаться моих подданных », то уже веком позже ни один здравомыслящий европейский политик не мог позволить себе такой фразы. Политическая система общества становится мотивационной. Вторая причина появления идеологий состоит в том, что наряду с разрушением традиционного уклада жизни переживает кризис и традиционное мировоззрение – религия. В условиях широкого распространения религиозной индифферентности и атеизма, идеология выступает в качестве своеобразного духовного заменителя, эрзац-религии. Ее часто называют религией без Бога, и это во многом справедливо. Вера в Бога заменяется в ней верой в социальный идеал (в «прогресс», «коммунизм» и т. д.). Если в религии главным вопросом является отношение между человеком и Богом, то в идеологии на первый план выходят проблемы отношений между человеком, обществом и государством. Американский исследователь феномена идеологии Л. Барадат выделил следующие признаки этого явления: 1. Термин «идеология» может быть использован во многих контекстах, но кроме случаев, оговоренных особо, правильно наделить его политическим содержанием. 2. Все идеологии дают интерпретацию настоящего и картину желаемого будущего. 3. Каждая идеология включает в себя перечень шагов, которые должны быть предприняты для достижения ее целей. 4. Идеологии ориентированы на массы. Они обеспечивают верующих определенной картиной мира, преобразуя огромную сложность в нечто достаточно простое и понятное, по принципу «хорошо/плохо». 5. Идеологии сформулированы и представлены в терминах мотивации. Рассмотрение содержательной стороны различных идеологий необходимо начать с либерализма, который является первой и осевой идеологической доктриной Нового времени. Другие идеологии появляются как ответная реакция на распространение либеральных идей. 7.2. Либерализм Впервые в качестве партийного названия термин «либералы» (от лат. liberalis – «свободный») был использован в 1812 году группой депутатов испанских кортесов. Хотя либерализм как идеологическая доктрина оформляется в XIX веке, его истоки восходят к эпохе буржуазных революций XVII–XVIII вв. Он представляет собой идейное течение, которое формировалось усилиями довольно различных между собой авторов: Дж. Локка, Ш. Монтескье, Д. Юма, Вольтера, И. Канта, А. Смита, В. Гумбольдта, Б. Констана, А. Токвиля, Дж. С. Милля. На рубеже XIX–XX вв. появляются новые версии либеральных идей, которые многие либералы расценили как предательство классической перспективы и дрейф в сторону социализма. В настоящее время различают два типа либерализма: классический и «новый» (неолиберализм). Неолиберализм окончательно оформляется в межвоенные годы, а со времени «Нового курса» Ф. Рузвельта становится в ряде западных стран доминирующей идеологией. Либерализм на своем символическом уровне, как нормативно-философская доктрина, представляет собой систему ценностей, главной из которых является ценность индивидуальной свободы. Либерализм – это индивидуалистическая идеология. Он утверждает моральный приоритет личности относительно любого социального коллектива. Либеральный взгляд на то, как должны строиться отношения между индивидом и обществом, сформулировал в двух классических максимах английский либерал Дж. С. Милль: а) индивид не несет ответственности перед обществом за свои действия, если эти действия не затрагивают ничьих интересов, кроме его собственных; б) индивид ответственен только за те действия, которые наносят ущерб другим. Либерализм, провозглашая в качестве высшей ценности свободу индивида, подчеркивает вместе с тем ее ограниченный характер: все обладают свободой, но свобода каждого ограничена равной свободой других. Классическую либеральную концепцию свободы определяют как негативную, поскольку это «свобода от» – от вмешательства в личную жизнь. Американский либерал И. Берлин писал: «Я свободен в той мере, в какой никто – ни другой человек, ни группа людей – не вмешиваются в мою деятельность. Политическая свобода в этом смысле есть просто область, внутри которой человек может действовать без препятствий, чинимых другими». В неолиберализме негативная трактовка свободы как невмешательства уступает место позитивному толкованию (т. н. «свобода для»): неолибералы указывают, что невмешательство в личную жизнь является недостаточным условием для индивидуальной самореализации. Для свободного развития индивиду необходимы определенные ресурсы и возможности, обеспечение которыми является задачей государства. «Позитивная» свобода определяется как «способность к действию», «участие в принятии решений» или «обладание ресурсами». По мнению критиков этой идеи (Ф. А. фон Хайек), свобода в данном случае – это просто другое название для власти или богатства. Второй важнейшей чертой либерализма является его эгалитаристский (от фр. еgalite – равенство) характер: он признает одинаковый моральный статус за всеми людьми. Мысль о том, что все люди равны, относится к числу самых банальных, однако всего два столетия назад она не казалось столь очевидной. Феодальная цивилизация была разделена жесткими сословными перегородками; аристократия считала себя высшим сословием не только в социальном, но и в моральном отношении: благородная природа «людей чести» противопоставлялась «подлой натуре» простолюдинов. Поэтому либеральная презумпция морального равенства всех человеческих существ явилась революционной для своего времени идеей, направленной своим острием против всевозможных сословных ограничений. В ней нашел свое отражение универсальный характер либерализма. Необходимо подчеркнуть, что либеральное равенство - это равенство перед законом, т. е. равенство юридическое. Это качественно отличает либеральный эгалитаризм от социалистического, в котором проповедуются идеи имущественного равенства. Либеральные идеи индивидуализма, равного морального статуса и единства всех человеческих существ нашли свое символическое воплощение в знаменитом лозунге Великой Французской революции – «Свобода, Равенство, Братство». Тем не менее, изложение либеральной программы не будет полным, если не отметить еще одну важнейшую характеристику либеральной идеологии. Либерализм – это мелиористская (от лат. melioratio – улучшение) идеология. Мелиоризм – это вера в прогресс, в возможность исправления не только социальных институтов, но и человеческой природы. В этом смысле либерализм является идеологией социального оптимизма. Стоит, однако, заметить, что либеральная вера в прогресс была основательно скомпрометирована реалиями XX века, став излюбленной мишенью критики для идеологов других направлений. Итак, либерализм как морально-политическая доктрина характеризуется: 1) индивидуализмом; 2) эгалитаризмом; 3) универсализмом; 4) мелиоризмом. На них базируются основные политико-правовые и экономические принципы либеральной идеологии. Для всех идеологических изображений действительности характерна дихотомия добра и зла, т. е. противопоставленность «добрых» и «злых» сущностей, между которыми идет постоянная борьба. Если ключевой позитивной ценностью либерализма является индивид и его свобода, то в роли негативной сущности выступает государство, которое рассматривается либералами как главная угроза индивидуальной свободе. Таким образом, классический либерализм – это антиэтатисткая (от фр. etatе – государство) идеология. Антиэтатизм представляет собой убеждение в том, что государственное вмешательство в жизнь общества должно быть сведено к минимуму. Из этой установки вырастает известная либеральная идея «минимального государства», имеющая форму афоризма «государство – ночной сторож». Следует подчеркнуть, что либералы, демонстрируя крайне негативное отношение к государству, никогда не выступали за его упразднение. Государство – это зло, но зло необходимое. В этом пункте они кардинально расходятся с анархистами, для которых государство является абсолютным злом, требующим немедленного упразднения. С классической либеральной точки зрения, государственное вмешательство в общественную жизнь является излишним, поскольку общество представляет собой саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, которая нормально функционирует, если индивиды придерживаются определенных правил. По мнению ряда либералов, достаточно, чтобы индивиды придерживались хотя бы двух принципов: неприкосновенности частной собственности и выполнения заключенных договоров. Государственное вмешательство допустимо лишь в том случае, если индивиды нарушают установленные нормы. К основным политико-правовым принципам либерализма относятся принципы неотчуждаемых прав личности, правового государства и разделения властей. Все они направлены на защиту индивида от насилия и произвола со стороны государственной власти. Согласно классической либеральной концепции прав человека, к неотчуждаемым правам личности относятся права личной неприкосновенности, право частной собственности, свобода совести и ряд политических прав. «Жизнь, свобода, собственность» – это формула английского философа XVII в. Дж. Локка стало одним из главных лозунгов либерализма. В настоящее время либеральная идея прав человека нашла свое выражение в ряде международных пактов и конституциях большинства стран мира. К основным экономическим идеям либерализмаотносятся следующие положения: 1) принцип неприкосновенности частной собственности («частная собственность священна и неприкосновенна»), ибо частная собственность - это материальная гарантия индивидуальной свободы; 2) защита рынка, который рассматривается либералами как наиболее оптимальная и эффективная форма хозяйственной жизни; 3) апология частной инициативы и предприимчивости. Классические либералы выступали против государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы, против государственной поддержки тех, кто в силу каких-либо причин не выдерживает рыночной конкуренции. Английский либерал XIX века Г. Спенсер утверждал, что страдания, боль и нищета являются хорошей школой для социальных аутсайдеров, в то время как искусственная поддержка отсталых в эволюционном отношении индивидов тормозит развитие целого рода. Он писал: «Лелеять никчемных людей за счет людей стоящих - это крайняя жестокость». Позиция, при которой положения дарвиновской теории естественного отбора распространяются на общественную жизнь, называется социал-дарвинизмом. Пик популярности социал-дарвинистских идей пришелся на XIX в., однако они характерны и для некоторых направлений современного либерализма. На рубеже XIX–XX вв. либеральная идеология переживает серьезный кризис, который привел к появлению в 20-е годы новой редакции основных либеральных идей. Она получила название «социального либерализма» (в Европе) или «неолиберализма» (в США). От идеи, что экономическая деятельность должна быть освобождена от вмешательства государства, которому отводится роль «ночного сторожа», неолибералы приходят к концепции «государства всеобщего благосостояния». На государство отныне возлагается обязанность ограждать личность от последствий функционирования рыночной системы. Политическая программа неолиберализма включает в себя следующие положения: 1) активная роль государства в решении экономических и социальных проблем общества; 2) требование социальной ответственности бизнеса; 3) отказ от крайнего индивидуализма; 4) перераспределение материальных благ (через систему налогов и государственные социальные программы) в пользу низших слоев общества; 5) расширение фондов общественного потребления. Следует отметить, что по этим и многим другим принципиальным положениям неолиберализм практически вплотную соприкасается с социал-демократической идеологией.
Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 462; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |