Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 13. Эллинистический период древнегреческой культуры и искусства

Читайте также:
  1. II. РАЗРУШЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  2. II. Становление риторики в период Средневековья
  3. III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
  4. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. IV.2. Рента на Руси в период раннего феодализма (IX—XII вв.)
  6. Авторитет учителя физической культуры
  7. АДПТАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ПЕРИОДЫ
  8. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  9. Антропологические аспекты культуры
  10. АРХИТЕКТУРА БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА ГОСПОДСТВА ФЕОДАЛЬНО БАРЩИННОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII—XVIII в.)

Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431-404 до н.э.) означала конец целой эпохи. Греки, разочаровавшись в политике, все меньше участвуют в делах государства, все больше внимания уделяют искусству и философии. Эта общая тенденция неизбежно ослабила конфедерацию греческих городов-государств. На развалинах империи Александра Македонского образовался ряд деспотических монархий эпохи эллинизма. В качестве главнейших из этих государств должны быть названы эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос.

Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира; объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. Большую роль в распространении греческой образованности сыграло сложение общегреческого языка (койне). Наиболее значительными в эпоху эллинизма были успехи естественных наук и математики. Для эллинистической философии в целом был характерен поворот к проблемам этики, морали и религии. Наиболее полно эти новые устремления отразили школы Эпикура, стоиков и киников. Материалистическая линия в развитии эллинистической философии, представленная школой Эпикура, сыграла большую прогрессивную роль. Общефилософские взгляды Эпикура, его естественно-научные воззрения и по существу атеистическая трактовка вопросов религии оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие материализма и атеизма.

Роскошь и помпезностъ становятся отличительными чертами искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры. В ответ на новые требования искусство, достигшее наивысшего расцвета в демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописи и скульптуре. Самый характерный пример – создание средствами искусства образа абсолютного правителя, – опыт, давно постигутый иранским и египетским искусством, но новый для греческой культуры. Рост реалистических исканий в искусстве. Расширение тематики искусства. Александрийская школа. Фаросский маяк в Александрии. Пергамская школа. Пергамский алтарь. Значение культуры эллинизма: сильнейшее влияние на культуру Рима, а затем и всей Европы. Характерные черты искусства эллинизма: синкретизм, космополитизм, индивидуализм, снижение философских и общественных мотивов, преобладание бытовых, любовных и прославляющих правителей тем, преобладающее значение внешних форм произведений искусства, виртуозность исполнения, торжество реализма.

В период эллинизма главным видом искусства остается архитектура. Строятся в больших масштабах и быстрыми темпами новые города и многочисленные торговые центры. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения – народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Эллинистический период в архитектуре наиболее ярко представляет Пергамский алтарь, посвященный Зевсу. Органический синтез архитектуры, пластики и цвета. Размещение фриза на цокольной части сооружения несвойственно древнегреческой архитектуре влияние искусства Двуречья. Главный храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине, а в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II.

Кроме колоссальных статуй для монументальной скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные рельефные композиции (оба эти вида скульптуры наиболее широко были применены в ансамбле пергамского акрополя).

Наиболее прославленным сооружением Александрии был Фаросский маяк, считавшийся одним из семи чудес света и простоявший полторы тысячи лет. Составленный из трех помещенных одна на другой последовательно уменьшавшихся башен, маяк достигал 130 - 140 м в высоту. Его огонь был виден по ночам на расстоянии 100 миль. Грандиозный масштаб этого сооружения - характерная черта эллинистической архитектуры.

Эллинистические государства унаследовали от египетской и персидской культуры традицию обожествления монарха. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. Мавсол, правитель греческой провинции Карии в Малой Азии, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую на вершине собственной усыпальницы. Наиболее ярко особенности развития малоазийской архитектуры сказались в построенном около 353 г. до н.э. архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском Мавзолее, ставшим одним из «семи чудес света». По грандиозности мраморный монумент не имел равных. Семиметровая ступенчатая пирамида, на которой была установлена статуя Мавсола, венчала постройку.

Эллинистические мастера значительно обогатили арсенал художественных средств скульптуры: открыли возможности более конкретной передачи натуры, нашли приемы для показа различных эмоций, для передачи движения в сложных и разнообразных формах, разработали новые композиционные принципы в построении многофигурных групп с учетом множественности точек зрения.

В искусстве эллинизма впервые получила широкое развитие скульптура жанрового характера; однако такого рода произведения уступали по своей идейно-художественной значительности произведениям мифологической тематики Примером могут служить работы скульптора Боэфа «Мальчик с гусем», «Старый рыбак». Новым видом пластики явилась декоративная скульптура, широко применявшаяся при украшении садов и парков.

Родосская школа. Ее особенности: стремление к патетике, к внешним эффектам в скульптуре, виртуозность исполнения. Колосс Родосский, Лаокоон, группа «Фарнезский бык».

«Дары Аталла» – группы из бронзы, созданные при Аталле Эпигоном, Пиромахом, Стратоником и Антигоном, стояли на Пергамском акрополе, и повторения их были выставлены на южной стороне Афинского акрополя как дар богам за победу («Умирающий галл», «Сраженный галл», «Галл, убивающий себя и свою жену»).

Пифократ Родосский. Нике Самофракийская (мрамор,292см). Этот внушительный монумент, воздвигнутый на острове Самофракия в честь успеха на море, стоял в нише, венчающей святилище Великих Богов. Богиня стоит на носу галеры, противостоящей жестокому шторму, её правая рука поднята вверх. Она увековечивает победу, выигранную в начале II века до н.э.

Гомер (римская копия с греческого оригинала,мрамор, 55 см).

Мирная Афина, мрамор, 230 см.

Виктория Миринская, терракота, 28 см.

Афродита с о. Мелос, т. н. «Венера Милосская», мрамор, 235 см.

Агессандр, Полидор и Афинодор. Смерть Лаокоона и его сыновей, мрамор, 212 см.

Муза (Терпсихора).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 11. Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции. Гомеровский период. Архаика | Тема 14. Культура и искусство Этрурии (8-2 вв. до н.э.)

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 305; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.