Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 5. Интеграция и демократизация мира как тенденции современного этапа его развития

Читайте также:
  1. I триместр беременности (нарушение развития у плода пальцев рук).
  2. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  3. IV. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.
  4. IV. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  5. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  6. А. Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах.
  7. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  8. Анализ путей развития и стратегий технологии машиностроения
  9. Анализ стратегий станкостроения в соответствии с законами строения и развития техники.
  10. Базовая политика развития предприятия

1. Интеграционные процессы в современном мире.

1.1. Подходы к пониманию процессов интеграции.

1.2. Европейская интеграция как пример наиболее глубоких интеграционных процессов в современном мире.

2. Демократизация мира.

 

Глобализация, являясь центральной тенденцией современного этапа мирового развития, сопровождается интеграционными процессами, или интеграцией. Не случайно один из подходов к глобализации предполагает рассмотрение ее как непрерывно идущее в историческом плане расширение того пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие людей. И, тем не менее, интеграция является лишь частью процесса глобализации.

Говоря об интеграции, необходимо иметь в виду:

1. она подразумевает сближение государственных участников. Негосударственные акторы обычно не рассматриваются. В этом плане более точными будут рассуждения о вхождении той или иной страны в интеграционные, а не глобализационные процессы, так как государство интегрируется, условно говоря, целиком на основе подписания межгосударственных соглашений. Глобализация же, во-первых, не подразумевает таких соглашений, во-вторых, может протекать по-разному для различных регионов одного государства. Одни внутренние регионы страны успешно включаются в глобализационные процессы, другие оказываются аутсайдерами. При крайнем различии темпов включения разных внутренних регионов в глобализацию возникает угроза распада государства.

2. этот процесс подразумевает сотрудничество между государствами в различных сферах, областях в формах. Соответственно выделяют и разные виды сотрудничества. Так, П. А. Цыганков указывает на следующие основания для выделения видов интеграции:

• политическая, экономическая, научно-техническая и т.п. (по предмету);

• глобальная, региональная, субрегиональная интеграция (по географическому принципу).

При этом, по мнению К. Воронова, сотрудничество и интеграция могут идти «вширь» в результате увеличения количества участников процесса, а также «вглубь» путем интенсификации взаимодействия в различных сферах среди тех же участников.

Практика межгосударственного сотрудничества существует давно. Однако лишь во второй половине ХХ столетия межгосударственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано, прежде всего, с интенсификацией сотрудничества расширением его сфер и развитием действительно интеграционных процессов, которые потребовали создания межгосударственных образований и институтов. Поэтому еще одним важным моментом, характеризующим интеграцию, является не просто сотрудничество, а создание механизмов межгосударственного взаимодействия, иными словами институционализация сотрудничества. В этом плане интеграция, во-первых, самым тесным образом связана с развитием межправительственных организаций (МПО), которые предполагают формирование межгосударственных механизмов принятия решений. Через совместные институты осуществляются интеграционные процессы. Во-вторых, интеграция рассматривается с 2 точек зрения: как процесс и как результат взаимодействия государств.

Причины, побуждающие к интеграции государства: наличие общих проблем, которые легче решить совместными усилиями, международных контактов, взаимозависимости мира и глобальных проблем, а также заинтересованность «средних» о «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку. На примере Европейского Союза отечественный исследователь Ю.А. Борко показывает, что если первоначально членами европейского сообщества были 3 «малых» и 3 «больших» государства, с 1973 г. — 5 «малых» в 4 «больших», в 1980-е годы — соответственно 8 и 4, а с 1995 г. — 11 «малых» и 4 «больших», то среди признанных в качестве кандидатов в ЕС еще 11 стран. Все являются «малыми», за исключением Польши, которая может рассматриваться как среднее. Государство, вступая в международную организацию, формально теряет ряд функций, но одновременно приобретает дополнительно ряд других, что оказывается особенно важным для «малых» государств.

Что же представляет собой интеграция? Реалистическая школа склонна рассматривать интеграционные процессы о деятельность международных организаций как некий суммарный продукт взаимодействия государств, который принципиально не выходит за рамки их внешней политики.

Либеральная традиция. Эти вопросы получили наибольшее развитие в ее рамках, где сложились две теоретические школы (подходы): функционализм/неофункционализм и федерализм.

Отцом функционализма считается Д. Митрани, который в 1943 г. опубликовал работу, получившую в русском варианте название «Мир и функциональное развитие международной организации». В ней проанализированы причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделан вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Д. Митрани делает акцент на развитии экономической, социальной, научно-технической интеграции, которая должна быть изначально. Политическая же интеграция остается на втором плане. Д. Митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.

Ряд исследователей пришли к выводу, что деятельность ТНК, развивалась фактически согласно логике функционализма. Представители ТНК часто воспринимают мир целостно и видят себя космополитами.

Процесс экономической интеграции рассматривался многими исследователями, как прохождение ряда ступеней:

1. Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле.

2. Образование таможенного союза, в рамках которого происходит перемещение товаров и услуг по единым таможенным тарифам.

3. Формирование общего (единого) рынка, который предусматривает ликвидацию барьеров между странами не только в торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. На этом этапе происходит разработка политики развития отраслей и секторов экономики, общей для интегрирующихся стран.

4. Организация экономического и валютного союза.

5. Последняя, пятая, ступень описывалась как переход к политической интеграции и созданию единых политических институтов.

В последнее время к данной схеме интеграции стали относиться более осторожно, имея в виду, что этот процесс, во-первых, далеко не обязательно идет в поступательном направлении — он может быть «заторможен» на том или ином этапе; во-вторых, экономическая интеграция не всегда приводит к политической, как многие полагали ранее, выделяя пятую ступень. Именно политическая сфера оказывается наиболее сложной и болезненной в процессе интеграции. Все эти моменты отмечаются оппонентами функционализма. Подвергается критике в тезис функционалистов о том, что политические различия исчезнут по мере развития сотрудничества. На практике нередко оказывается наоборот — не техническое и экономическое сотрудничество влияет на политику, а политическое решение на сотрудничество.

Представители федерализма – школы, противоположной предыдущей, - напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов наоборот - «сверху вниз».

Федерализм, представителями которого являются такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. В рамках федерализма активно развивались одно время идеи «мирового правительства», которое должно было бы объединить людей в общее государство и тем самым снять, по мнению приверженцев этой школы, с повестки дня межгосударственные конфликты. Представления о «мировом правительстве» встретили жесткое сопротивление со стороны различного рода исследователей и политиков, которые подчеркивали необходимость сохранения национальной и государственной принадлежности. В то же время концепция «мирового правительства» остается популярной среди некоторых неправительственных организаций, которые видят свою задачу в ее практическом воплощении.

Под воздействием федерализма функционализм получил дальнейшее развитие и в современном мире существует в виде неофункционализма, гдеприоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений.

Сами же интеграционные процессы проходят далеко не просто. Участники интеграции обычно находятся на разных стадиях экономического и социального развития, кто-то выигрывает от интеграции в большей степени, поэтому заинтересован в ней, другие оказываются в проигрыше. Интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Это заставляет предлагать теоретические схемы, связанные с ограничением интеграционных процессов. Так, С. Хантингтон в статье «Запад уникален, а не универсален», выразил сомнение в возможности и целесообразности некоей всеобщей «интеграции». По его мнению, интеграционные процессы должны быть ограничены рамками цивилизации.

Такое утверждение было бы упрощением современных международных процессов. Более того, ряд фактов, таких, например, как активная роль Японии в деятельности 7/8 ведущих стран мира, принадлежащей, по С. Хантингтону, к другой цивилизации, оказывается плохо объяснимой.

В то же время, очевидно, что наряду с поступательным движением по пути все большей интеграции, возможны и противоположные процессы. Они описываются в литературе как дезинтеграция. Она относится также к межгосударственным отношениям. Так, в 1991 г., когда произошел распад СССР, на его месте образовались 15 новых государств, распались организации, где Советский Союз играл ключевую роль (СЭВ, Организация Варшавского договора). В 1990-е годы произошел распад Югославии и Чехословакии. В первом случае дезинтеграция прошла болезненно, с целым рядом вооруженных конфликтов; во втором - мягко, получив название «бархатного развода». В ряде вновь образованных стран наблюдаются сильные сепаратистские тенденции. Например, в Молдавии (проблема Приднестровья), Грузии (Абхазия, Аджария), России (Чечня) и т.п.

Отношения между интеграционными и дезинтеграционными процессами следует, скорее, рассматривать аналогично существующим между глобализацией и регионализацией. Мир после окончания холодной войны характеризуется перестройкой многих внутригосударственных и межгосударственных отношений. Эта перестройка идет, прежде всего, по пути интеграционных процессов, что особенно четко видно на примере развития Европейского Союза, но при этом не исключает распад прежних связей и образований.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Уровни интегрированных социальных коммуникаций | Европейская интеграция как пример наиболее глубоких интеграционных процессов в современном мире

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 1572; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.