Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Профессия – «Художник-проектировщик мебели»

Читайте также:
  1. Болезнь и профессия
  2. Возраст и болезнь. Болезнь и особенности личности, профессия, уровень культуры
  3. ЛЕКЦИЯ 1 ПОНЯТИЕ РЕЖИССУРА И ПРОФЕССИЯ РЕЖИССЕР
  4. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
  5. Профессия педагога и педагогические способности.
  6. ПРОФЕССИЯ: ПЕРЕВОДЧИК
  7. ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРАКТИКА, ПРОФЕССИЯ (4 ч)
  8. Экскурсовод – профессия

Условия появления мебели были созданы с переходом первобытных общин к оседлости, а формирование ее шло постепенно, вместе с эволюцией общества. Формы мебели в большинстве случаев шествовали за формами архитектуры, потому не случайно первыми проектировщиками мебели были архитекторы. До XVIII века проектировщик и изготовитель были в одном лице и назывались мастерами мебельных дел или краснодеревщиками. И сегодня художник-проектировщик един в двух лицах - открыт как художник, умен и умел как ремесленник. Он должен быть свободным от готовых стандартных решений, в то же время должен уметь решать практические задачи, которые ставит реальность.

Долгое время в России художников – проектировщиков высшей квалификации готовили только в двух учебных заведениях Советского Союза. В 1966 году кафедра «художественной обработки дерева», существующая с 1945 года в Московском художественно-промышленном университете (им. С.Г. Строганова) была переименована в кафедру «Проектирования мебели». Для всех участников этого процесса данное событие было знаменательным, но и естественным, поскольку вся образовательная политика уже была направлена на подготовку специалистов по проектированию мебели самого разного назначения. С этого момента началась целенаправленная деятельность по определению специфики проектирования мебели, изучению условий эффективной подготовки таких профессионалов.

Художник–проектировщик – специалист в области художественного творчества, способный обнаруживать вокруг себя пластические и образные ценности, умеющий видеть несовершенство материальной культуры и создавать объекты мебели с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Художников-проектировщиков готовят художественно-промышленные учебные заведения, их следует отличать от конструкторов мебели и технологов мебельного производства.

Требования к профессиональной подготовке художника-проектировщика мебели:

по общепрофессиональным дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства;

- обладать знаниями основных закономерностей развития современного производства.

по специальным дисциплинам:

- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми художнику - проектировщику;

- уметь анализировать произведения в различных видах интерьера;

- обладать знаниями методов организации творческого процесса художников-проектировщиков;

- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности художника-проектировщика;

- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

- иметь навыки научно-исследовательской деятельности в области художественно-промышленного искусства.

Из специальных требований следует более подробно остановиться на том, что художник проектировщик, выходя из учебного заведения должен иметь опыт реализации художественного замысла. Это краеугольный камень отличающий современных дизайнеров от современных художников проектировщиков. В учебных планах была введена и максимально наполнена аудиторными часами учебная дисциплина «Основы производственного мастерства», где студент знакомился с инструментами и деревообрабатывающим оборудованием, применяемым на производстве. Он получал навыки и умения ручного и машинного труда, непосредственно исполнял спроектированные предметы мебели. В обязательный перечень осваиваемых материалов входило:

-дерево (приобретение умений работать столярным инструментом, выполнение простейших технологических операций на деревообрабатывающих станках);

-металл (приобретение умений работать слесарным инструментом);

-ткань и кожа (умение кроить материал в соответствии с заданной формой).

Большое внимание должно быть уделено декорированию мебельных изделий. Студент должен был освоить резьбу по дереву, инкрустацию и декорирование одного материала другим, роспись по дереву, техники обработки мебельных тканей.

Приобретению практических навыков и умений по изготовлению мебели способствовали практики:

-бионическая;

-музейная;

-производственная на крупных мебельных производствах;

-производственная в мелких фирмах и мастерских;

-преддипломная.

Изготовление объектов мебели руками или на производстве обеспечивало студентов знаниями, которые делали последующие проекты реальными для исполнения. Практики являлись и источниками для научно-исследовательских работ студентов, которые могли быть посвящены социологическим или культурологическим проблемам воспроизводства мебели. В свою очередь полученные результаты могли стать основой образных концепций новых проектных предложений, что и способствовало развитию у проектировщика способности обнаруживать вокруг себя несовершенство материальной культуры и желание создавать новые ценности.


38.Учет функциональных и эргономических требований, предъявляемых к мебели.

Среди всех требований к мебели важнейшими являются функциональные, которые определяют соответствие ее целевому назначению и процессу эксплуатации. По функциональному назначению различают следующие виды мебели:

-емкости для хранения (корпусная мебель), основное назначение – хранение и размещение различных предметов: шкафы, тумбы, комоды и т.д.

-мебель для сидения и лежания: кровати, стулья, тахта, кушетка и т.д.

-мебель для работы и приема пищи: столы различного назначения.

-мебель дополняющая: вешалки, манежи детские, трюмо и т.д.

К функциональным требованиям и свойствам относятся:

-соответствие изделий назначению, окружающей среде и условиям эксплуатации;

-выбор полезных объемов емкостей, их рациональное внутреннее устройство и заполнение;

-рациональные способы хранения предметов с учетом их назначения, количества, массы и объема, а также совместимость в пределах единой функциональной группы;

-компактность и мобильность мебели, удобное ее складирование, штабелирование, блокировка;

-удобство пользования и доступа, легкость и подвижность изделий, возможность перестановки и перемещения, удобство ухода за изделиями, их уборки.

Для проектирования удобной в функциональном отношении мебели и назначения размеров элементов конструкций нужно учитывать также биомеханические возможности человека, отвечающие физиологическим, гигиеническим и психологическим особенностям его организма. Количество, габариты и объем функциональных емкостей оборудования и зон его размещения определяются с учетом антропометрических данных человека. При этом устанавливаются функциональные размеры элементов мебели и их размещение в плане и по фасаду. Функциональные объемы по высоте размещаются с учетом биомеханических возможностей человека по трем условным зонам: нижней, средней, верхней. Нижняя зона располагается на уровне 750- 850 мм (уровень сидений) и выше. Первая подзона труднодоступна и используется для редко употребляемых тяжелых вещей. Верхняя часть более доступна и используется для размещения выдвижных ящиков, лотков.

Средняя зона (от750- 1800 мм) очень удобна и используется для размещения наиболее употребляемых предметов и для организации рабочего места. Общая высота рабочей зоны меняется от 550- 1050 мм от уровня пола в зависимости от положения тела человека и характера функционального процесса. Верхняя зона (выше 1800 мм) относительно недоступна. Пользование ею возможно со специальных подставок, лестниц, стремянок. В верхней зоне и в антресолях располагают редко употребляемые легкие и негромоздкие предметы. Полностью используется высота помещений при проектировании встроенной мебели, в том числе шкафных перегородок. Глубина или ширина предметов мебели определяется габаритами и способами установки (укладки) вещей и оборудования (книги, посуда, одежда, белье, телевизор и т.д.).

Основные вопросы, решаемые в эрго - дизайнерском проектировании мебели: удобство, комфорт и безопасность. Антропометрические характеристики человека основа при нормировании функциональных параметров предметно - пространственной среды и ее объектов. Различают классические и эргономические антропометрические признаки. Первые используют при изучении пропорций тела, возрастной морфологии. Вторые- при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека, они включают размеры отдельных частей тела и габаритные. Динамические антропометрические признаки - это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями.

Эргономические требования к проектируемой мебели – это комплекс взаимосвязанных антропометрических, физиологических, психологических, гигиенических и других требований, направленных на обеспечение оптимальных условий труда, отдыха и сохранения здоровья. Для формообразования предметов мебели важное значение имеют антропометрические требования, которые во многом задают ее общие размеры, а также величину составных частей и элементов.

Под эргономическим обеспечением проектирования понимается установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек – машина (предмет) – окружающая среда» в общем виде на стадиях ее разработки и использования.

Основные задачи, решаемые эргономикой:

-придание изделиям, технике свойств для наиболее эффективного функционирования системы при минимальном расходе ресурсов человека;

-разработка требований к инструкциям по эксплуатации и обслуживанию изделий и техники, облегчающих их освоение;

-актуальнейшая проблема- проектирование изделий, оборудования и всей среды жизнедеятельности для лиц с пониженной трудоспособностью и особенно инвалидов.

Антропометрические требования. определяются с учетом возрастных, половых, территориальных и других факторов. Точность учета антропометрических признаков человека при проектировании мебели зависит от их эргономической значимости и величины порогов мышечно – суставной чувствительности. Последние определяются изменениями линейных, угловых и других эргономических размеров изделия, которые человек ощущает. В соответствии с антропометрическими характеристиками человека, а также с учетом размеров и рационального размещения бытовых предметов установлены функциональные размеры мебели, которые закреплены стандартами.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования предметно-пространственной среды | Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкции и технологии производства

Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 636; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.