Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия природы

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Философия общественной жизни
  4. VI. Философия русского космизма.
  5. VII. Натурфилософия.
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Б.Спиноза философиясы

 

Понятие «природа» в философии употребляется в двух смыслах. В первом, широком смысле слова, природа - это весь материальный мир, все многообразие его свойств и состояний, от элементарных частиц до космических далей. И в этом смысле слова «природа» и «материя» - близкие понятия. При таком толковании смысла понятия «природа» в него включают и общество. В узком смысле слова природа - это естественные условия существования человека. В этом понимании природы общество исключается и противопоставляется природе. Природа существует по своим собственным, не зависящим от людей, законам. В разные исторические эпохи отношения между человеком и природой складывались по-разному. Человек сформировался благодаря труду и общению в определенных естественных условиях. Природа стала для человека не только естественной средой и условием его обитания, но и местом его преобразовательной деятельности, арсеналом его средств труда и кладовой продуктов питания.

На первом этапе развития человечества и общества наши далекие предки вели приспособительное существование в природе. Активно человек не воздействовал на природу, не выделял себя из природы и не противопоставлял себя природе. Можно сказать, что в начале своей истории человечество достаточно сильно зависело от природных условий. По мере своего развития человек, примерно с 16-17 веков, переходит к активному изменению природы. Начинается этап относительной независимости общества от природной среды. Человек активно изменяет природу, черпает из нее все необходимое для себя, изучает природные тайны. В нашем веке человечество также преобразует природу, активно взаимодействует с нею, вовлекает ее в сферу своей трудовой деятельности. Та часть природы, которая вовлекается в процесс общественной жизнедеятельности и является необходимой для развития человечества, называется географической средой. Это животный и растительный мир, почва, вода и воздух; все, без чего не может существовать человек. Человек принадлежит природе, находится внутри нее. Материальные средства жизни человечество берет из природы; общество и природа, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воздействие человека на окружающую природу находится в прямой зависимости от развития научно-технического прогресса. Очень часто человечество губительно действует на природу своими техническими достижениями, уничтожает среду своего обитания, поэтому во второй половине 20 века возник раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений и человека с окружающей средой, и получившей название «экология». Возникли организации (Римский клуб, Гринпис, Общество защиты природы и др.), которые объединили ученых, общественных и политических деятелей, представителей деловых кругов. Эти организации пытаются обратить внимание человечества на необходимость гармонизировать отношения в системе «Природа-общество-человек». Человечество вступило в такой этап взаимоотношений с природой, когда снова начинает зависеть от природных условий. Выстраивая свои отношения с природой, в дальнейшем человек должен исходить из того, что он часть живой природы, биосферы, без которой существовать как биологическая живая система, не сможет.

Наряду с естественной окружающей средой (или первой природой) человек своим разумом и трудом создает искусственную среду обитания (или вторую природу). Сюда включаются и предметы, и живые организмы, растения и животные, выведенные людьми, а также общественные отношения и условия, создаваемые людьми. Вся сфера деятельности человеческого разума отражается в понятии «ноосфера», предложенным Э. Леруа, Т. дэ Шарденом и В.И. Вернадским.

Природная среда является необходимым условием общественной жизнедеятельности людей. Природа и общество тесно связаны друг с другом. Общество - это обособившаяся от природы часть мира, это система отношений между людьми, в которые они вступают для удовлетворения своих потребностей и интересов. Формирование общества обусловлено рядом факторов: природными условиями, численностью людей, наличием средств труда. Взаимодействие общества и природы происходит в процессе труда. На его основе шло выделение из животного царства и формирование общества.

Чем же отличаются между собой общество и природа и что в них общего? В отличие от природных стихийных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само слово «культура» и означает сотворенную человеком «вторую природу», которая как бы надстроена над природой первой, естественной.

Можно представить в виде таблицы основные черты общественного и биологического развития:

Развитие общества Биологическое развитие
1. Способом существования общества является производство материальных благ. 2. Прогресс человечества идет за счет совершенствования средств производства.     3. Законы общества реализуются через сознательную деятель- ность людей.   1. Живая природа существует за счет биологического обмена веществ.   2. Развитие живых организмов идет на основе совершенство- вания их естественных органов   3. Законы природы реализуются стихийно  

Однако между обществом и природой имеются и общие черты. Общество есть часть природы и люди, по словам Ф. Энгельса, плотью, кровью и мозгом принадлежат ей и находятся внутри нее.

 

Не менее важной проблемой для философии является осмысление понятий «живое», «жизнь». В истории философии были точки зрения, считавшие живой всю природу (гилозоизм) или те вещи и существа, у которых есть душа (анимизм). Диалектический материализм считает, что живая материя возникла из неживой в результате закономерной эволюции материи. Жизнь – качественно своеобразная форма движения материи. Основу жизни составляет обмен веществ. Признаки жизни – рост, размножение, активность, способность к питанию, саморегуляция и приспособление к окружающей среде. На сегодняшний день в науке наиболее распространёнными являются три теории происхождения жизни.

1. Теория академика А.И.Опарина, которая утверждает, что сначала сформировались белки, а затем нуклеиновые кислоты. Они вступали во взаимодействие друг с другом, с внешними условиями, образуя разные формы жизни.

2. Теория «нуклеиновых кислот», предложенная американскими учёными (Мёллер и Рокк). В ней большое значение придаётся случайности, а единственным началом жизни признаются нуклеиновые кислоты.

3. Теория шведского учёного Аррениуса, которая считает, что жизнь привнесена из космоса, где она зародилась при температуре космоса близкой к абсолютному нулю, а на Землю жизнь была заброшена с метеоритами.

Современная наука склоняется к мнению, что жизнь есть не только на Земле, но и во Вселенной (но жизнь – ещё не означает цивилизацию).

Общество и природа неразрывны. Природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темпы развития стран и народов, влиять на общественное разделение труда. В философии и социологии было направление «географический детерминизм», сторонники которого считали именно природно-климатические условия и географическое положение в качестве определяющего фактора общественной жизни народа. Позднее появилось новое учение, ответвление географического направления - геополитика. Его основатель - немецкий географ Фридрих Ратцель считал, что политическая жизнь общества обусловлена непосредственным действием географической среды, а государство - это особый биологический организм, который для своего роста нуждается в новых землях. Похожую точку зрения высказал американский политолог З. Бжезински, выдвинувший концепцию «сферы жизненно важных интересов США».

Марксистская философия тоже не отрицает влияние окружающей среды на общественную жизнь людей. Между обществом и природой происходит постоянный обмен веществ, совершающийся в процессе труда и производства, поэтому влияние географических условий всегда опосредствуется общественными условиями, в первую очередь, уровнем развития производства.

Итак, воздействие человека на природу зависит от уровня производительных сил, от характера общественного строя, от уровня развития общества и самих людей.

Биологические свойства людей, их телесная организация являются естественной предпосылкой человеческой истории. Хотя размножение людей - процесс природный, биологический, все же рост народонаселения - явление, прежде всего, социальное, регулируемое законами развития общества.

Материалистическая философия рассматривает народонаселение как фактор, влияющий на развитие общества. Вместе с тем, в свою очередь, сама численность людей, составляющих общество, зависит от степени развития производства. Так, к началу нашей эры население Земли составило 230 млн.; сейчас - 6 млрд. человек. Рост народонаселения в своей основе - процесс стихийный, но на него оказывает влияние демографическая политика, проводимая в обществе. Это правовые и иные меры, направленные на поощрение или ограничение рождаемости. В настоящее время наблюдается демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки, что беспокоит многих политиков, экономистов, общественных деятелей, которые опасаются в ближайшее время голода на Земле. Однако ученые говорят, что Земля способна содержать 12 млрд. человек. И все же демографическая проблема требует решения. Она стала одной из так называемых глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности. Во второй половине 20 столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и судьбы человеческой цивилизации. К ним относятся, кроме демографической проблемы, следующие:

- предотвращение угрозы новой мировой войны;

- преодоление экологического кризиса и его последствий;

- сокращение разрыва в уровне экономического развития между

развитыми странами и развивающимися странами «третьего мира»;

- все большее значение приобретают в последние десятилетия проблемы охраны здоровья; предотвращение распространения СПИДа, наркомании; возрождение нравственных и культурных ценностей; борьба с международным терроризмом; борьба с эпидемиями; борьба со стихийными катаклизмами.

Эти проблемы были вызваны тем, что человечество слишком активно начало преобразовывать природу. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человек не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований эпохи.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем во многом зависит от решения проблем в экономике. Существует тесная связь между экономическим отставанием и резким ростом народонаселения в странах «третьего мира», не менее очевидно влияние гонки вооружений на обострение экологических и экономических проблем. Решать глобальные проблемы человечество должно в комплексе.

 

 


1 См.: Энгельс Ф. Диалектика природы.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с.59-60, с. 563.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ | Лекция 2. Правовые основы страховой деятельности

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 426; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.